Коллегия Минфина Чувашии: новый формат работы для лучшего результата
Исполнение республиканского и местных бюджетов за 1 полугодие текущего года, вновь принятые на федеральном уровне изменения налогового законодательства, совершенствование механизма финансирования в сфере образования, проблемы исполнения муниципалитетами судебных актов и предписаний надзорных органов. Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения участников совместного заседания расширенной Коллегии Минфина Чувашии и Общественного совета при министерстве, состоявшегося под руководством первого вице-премьера – министра финансов Михаила Ноздрякова.
Мероприятие прошло в Яльчикском муниципальном округе и по формату несколько отличалось от стандартного.
На этот раз впервые традиционному заседанию предшествовала трехчасовая работа круглых столов, в ходе которой руководители финансовых органов муниципалитетов Чувашии дискутировали:
- об изменениях налогового законодательства и их влиянии на формирование доходной части местных бюджетов;
- об оптимизации системы управления образованием, «плюсах» и «минусах» передачи отдельных полномочий в этой сфере на республиканский уровень;
- о выполнении требований контрольно-надзорных и иных структур, влекущих наложение денежного взыскания на средства местных бюджетов.
В обсуждении обозначенных вопросов также принимали участие представители Минфина Чувашии и приглашенные эксперты из УФНС по Чувашской Республике, Чувашского республиканского института образования и Госслужбы Чувашии по делам юстиции.
Консолидированное мнение и выработанные предложения были представлены вниманию членов Коллегии и Общественного совета.
Так, по словам модератора первого круглого стола, заместителя главы – начальника финансового отдела администрации Моргаушского муниципального округа Ренаты Ананьевой, определенное положительное влияние на рост поступлений в местные бюджеты могут оказать такие новации налогового законодательства как расширение прав на применение упрощенной системы налогообложения, введение более высоких ставок по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц в отношении дорогостоящего имущества, введение туристического налога. Вместе с тем, ряд налоговых нововведений несет риск появления недовольства со стороны граждан и снижения предпринимательской активности. «В этой связи органам местного самоуправления в преддверии принятия местных бюджетов на следующую трехлетку необходимо четко оценить, просчитать все возможные последствия для местных бюджетов, принять соответствующие нормативные правовые акты с учетом особенностей своего муниципалитета. При этом важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов и исполнения всех принятых расходных обязательств», - подчеркнула она.
Как сообщила модератор второго круглого стола, заместитель главы – начальник финансового отдела администрации Батыревского муниципального округа Светлана Чернова, большинство руководителей финансовых органов муниципальных образований придерживается позиции, что действующая модель управления образованием на местном уровне дает больше возможностей для оперативного принятия решений и обеспечения доступности образовательных услуг населению. Передача полномочий и их централизация на республиканском уровне – процесс достаточно сложный и длительный, что может отразиться на образовательном процессе и качестве обучения в этот период, считают они.
В частности, по их мнению, возникает много вопросов, связанных с передачей имущества образовательных организаций и обслуживающей их инфраструктуры; обеспечением методологического сопровождения учебного процесса; разделением ранее объединенных учреждений дошкольного и школьного образования; работой столовых, обслуживающих находящиеся в одном здании школу и детский сад; предоставлением взаимосвязанных образовательных услуг и услуг дополнительного образования и т. д.
«В результате работы нашего круглого стола мы пришли к выводу, что у передачи полномочий в сфере образования на республиканский уровень есть как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому прежде чем принимать кардинальные решения нужно тщательно взвесить все «за» и «против», просчитать изменения в обеспечении финансовыми ресурсами и обязательно учесть реакцию и потребности населения», - резюмировала Светлана Чернова.
«Работая с местными бюджетами мы постоянно сталкиваемся с тем, что кроме исполнения принятых расходных обязательств, нам приходится изыскивать средства на выполнение решений судебных и иных надзорных органов. Более того, зачастую совокупная сумма взысканий на местные бюджеты существенно превышает объем собственных доходов муниципалитетов», - обозначил проблему модератор третьего круглого стола, начальник финансового отдела администрации Янтиковского муниципального округа Александр Сергеев.
По озвученной им информации, одним из факторов, затрудняющих работу по исполнению судебных актов и предписаний, является то, что нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не предусмотрено принятие к учету обязательств, не имеющих денежного измерения. Также «преградой» становятся сроки исполнения решений судов и предписаний, которые не синхронизированы с процессом формирования местных бюджетов и процедурой осуществления муниципальных закупок. Заметную роль также играет отсутствие высококвалифицированных юридических кадров, способных отстоять интересы местной администрации в рамках судебных процессов.
«В целях урегулирования этих и других вопросов в рамках круглого стола мы выработали ряд предложений, среди которых: внесение соответствующих изменений в федеральные законодательные акты, налаживание централизованного учета предписаний, более конструктивное взаимодействие с контрольно-надзорными органами и т.д.», - обозначил Александр Сергеев.
Комментируя выступления представителей муниципалитетов, Михаил Ноздряков поблагодарил их за глубокое погружение в предложенные темы, всестороннее изучение проблем и обстоятельные доклады. Выработанные предложения он поручил представить в адрес Минфина Чувашии для дальнейшей проработки с заинтересованными ведомствами.