Министерство финансов Чувашской Республики

История становления и развития Минфина Чувашии

Скачать файл в формате Word

Министры финансов Чувашской Республики

Начало XX века – тяжелое время в истории России. Буквально следующие друг за другом война с Японией, Первая мировая война, Октябрьский переворот и Гражданская война привели к государственной катастрофе небывалого масштаба, сопровождающейся разрухой, террором и массовой гибелью людей.

Но именно в это время в России повсеместно начался подъем национального самосознания и общественно-политической активности.

В результате настойчивой и кропотливой работы коммунистов Чувашской секции в Казани и работников Чувашского отдела при Наркомнаце, ряда наркоматов, Политбюро ЦК РКП (б) и Советского правительства 24 июня 1920 года был принят исторический декрет об образовании Чувашской автономной области с центром в г. Чебоксары.

Революционный комитет Чувашской автономной области приступил к работе 6 июля 1920 г. и на первом же своем заседании принял решение об образовании основных структурных подразделений Ревкома, среди которых был и финансовый отдел.

Первым руководителем областного финотдела был назначен Александр Николаевич Бочаров - уроженец с. Илецк Оренбургской губернии, прежде занимавший должность заместителя заведующего Казанским губернским финотделом. Через пять месяцев его сменил Иван Алексеевич Крынецкий – родившийся в г. Ядрин и являвшийся активным партийным работником.

Именно под руководством этих двух заведующих в неимоверно сложных условиях начала XX века работники финансовой сферы своим упорным трудом заложили фундамент бюджетной системы Чувашской Республики и дали мощнейший импульс ее развитию.

В первые же дни своего существования Облфинотдел столкнулся с рядом сложнейших проблем, главными из которых были отсутствие специалистов и денежной наличности.

В целях пополнения собственной доходной базы бюджета Ревкомом было поддержано предложение Облфинотдела о внедрении местных налогов. Так, в октябре 1920 г. на территории области был введен первый местный налог - «с дохода, получаемого от пользования земельными имуществами», в июле 1921 г. - государственный промысловый налог, в марте 1922 г. - общегражданский налог в пользу голодающих.

Важной мерой в этот сложный экономический период стало издание Ревкомом приказа от 26 октября 1920 г. «о единстве кассы области», согласно которому «вся денежная наличность, составляющаяся из сумм Государственных местных налогов и сборов, разного рода выручки от продажи изделий, продуктов, имущества и материалов, квартирной платы, платы за провозы и т.п., а также остатков невыданного содержания, красноармейских пайков и всякого рода других подобных сумм, должна вноситься в кассы облфинотдела или уфинотделов по принадлежности, а не храниться в учреждениях или у должностных лиц, и тем более не должна поступать в расход, как оборотные средства».

21 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Для управления делами республики учреждались народные комиссариаты. Так, Облфинотдел был переименован в Наркомфин.

В январе 1926 г. на I съезде Советов Чувашской АССР был утвержден первый республиканский бюджет. Его доходная часть была составлена из расчета «воспособлений Центра» в размере 2,7 млн. рублей и собственных доходов в размере 1,2 млн. рублей. В расходной части бюджета первое место занимало народное образование (30,4 %), затем шли затраты на управление (23,8 %), коммунальное хозяйство (10,6 %), здравоохранение (10,3 %), сельское хозяйство (7 %). Прочие расходы составили 14,9 %.

------------------

В 1930-х годах – в период индустриализации и коллективизации - в Чувашской Республике, также как и по всей стране, реализовывалась программа государственных займов.  Как сообщала газета «Красная Чувашия» от 10 июля 1933 года, «план мобилизации средств населения за II квартал республикой выполнен на 186,6%. Это обеспечило Чувашии одно из первых мест в Советском Союзе на финансовом фронте. План поступления платежей от обобществленного сектора выполнен на 111,2% к заданию НКФ СССР. Этому в немалой степени способствовал развернувшийся по боевому смотр инспекторов госдоходов…».

Надо отметить, что за годы предвоенных пятилеток в республике была создана крупная промышленная база, в результате чего Чувашия из сельскохозяйственной превратилась в аграрно-индустриальную республику. На долю фабрик и заводов приходилось около 80% всей продукции. К 1940 году почти в 4,5 раза выросла среднегодовая численность рабочих крупной промышленности по сравнению с 1913 годом.

------------------

Нагрянувшая Великая Отечественная война стала страшным испытанием для всей  страны. Бесконечно долгие дни и ночи шла борьба за жизнь, свободу и будущее России.

Война потребовала от государственной машины резкого увеличения военных расходов при значительном сокращении доходов, а от финансовых органов государства повышения оперативности, своевременной и эффективной реализации всех имеющихся возможностей.

Наркомфину Чувашской АССР пришлось решать многочисленные задачи по размещению эвакуированных предприятий и граждан, организации эвакогоспиталей, перестраивать систему снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, вместе с тем обеспечивать наполняемость бюджета и эффективное использование каждого рубля государственной казны.

Несмотря на нехватку кадров - бо́льшая часть специалистов ушла на фронт - Наркомфин Чувашии справился с поставленными перед ним задачами.

Высокая степень организации финансовой системы республики и высокий патриотизм населения позволили собрать сотни миллионов рублей в рамках системы государственного займа, денежно-вещевых лотерей, а также в Фонд обороны страны.

В мае 1948 г. Минфин ЧАССР сообщил в Росминфин, что 342 работника системы министерства награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

---------------------

С окончанием войны финансовая система начала перестраиваться на мирный лад. Были отменены или сокращены многие налоги, проводилось снижение цен на товары первой необходимости.

Постепенно создавалась реальная основа для укрепления доходной базы местных бюджетов за счет предприятий и организаций. Например, среднегодовые темпы роста общего объема продукции промышленности за 1946-1950 гг составили 10%, а за годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) эти темпы возросли до 13,3%.

Придерживаясь трансформаций и реформ, проводимых в эпоху Н.С. Хрущева, Чувашская Республика осуществляла усиленный подъем переживавшего непростые времена сельского хозяйства. Путем изменения порядка  планирования и финансирования этой отрасли укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога, повышались закупочные цены. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника.

Со второй половины 1960-х годов в стране были предприняты попытки провести масштабные экономические реформы, сущность которых сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования. Упор начал делаться на финансировании сферы промышленности, особенно тяжелой. Именно в этот период в Чебоксарах началось строительство тракторного завода-гиганта (12 января 1972 г.), начали увеличивать производство и экспорт продукции другие крупные промышленные предприятия республики.

В 1980 году Минфином Чувашии началась разработка и внедрение автоматизированных систем финансовых расчетов, то есть начался перевод процессов формирования бюджета и составления отчетности по его исполнению в электронный вид, что, несомненно, способствовало повышению качества финансового менеджмента.

В рамках XXVII съезда КПСС в 1986 г. руководством страны была поставлена задача коренным образом изменить содержание, организацию и методы работы финансово-кредитных органов, усиления воздействия финансов на рост эффективности производства, укрепления хозяйственного расчета, денежного обращения и повышения их значения в управлении народным хозяйством, совершенствования контроля за рациональным использованием ресурсов. В этой связи правительством Чувашии принимались меры по повышению уровня работы по изысканию и мобилизации внутрихозяйственных резервов, увеличению доходов бюджета, более требовательно и принципиально рассматривались вопросы, связанные с выделением из бюджета средств, эффективностью их использования, устранением нарушений финансовой дисциплины.

В период перехода от советской командно-административной системы к современной рыночной экономике республиканское Министерство финансов сумело обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов, а также внедрить немало действенных инструментов и оригинальных подходов в работе.

К числу таких нестандартных решений можно отнести введение на республиканском уровне новых сегментов финансового рынка - векселя Минфина Чувашии, складские свидетельства, жилищные облигации, купонные облигации, сельские облигации, ГДО (государственные долговые обязательства, аналогия ГКО), долговые обязательства предприятий (ДОО), что в условиях дефицита платежных средств позволило существенно решить проблему расчетов  и ускорения товарооборота в народном хозяйстве и еще в большей степени – мобилизовать крупные вложения в развитие общественной инфраструктуры и жилищное строительство.

Также уникальным можно назвать тот факт, что на протяжении всего обозначенного периода в Чувашии не только не сбавляли темпы работы, но и из года в год наращивались объемы  газификации населенных пунктов, строительства дорог,  социального жилья, школ и других социальных объектов.

Несмотря на экономические трудности, Чувашия вошла в число участников  Проекта Международного банка реконструкции и развития и Минфина России «Техническое содействие реформе  бюджетной системы на региональном уровне»,  провела масштабные преобразования в сфере общественных финансов и стала лидером среди всех других субъектов РФ по развитию региональных финансов. Правительством Чувашии была разработана более развернутая и глубокая программа бюджетных реформ, приняты и внедрены в бюджетную практику нормативно-правовые акты и механизмы, позволившие существенно повысить прозрачность и эффективность бюджетного процесса, межбюджетных отношений, тарифной и налоговой политики, управления государственным и муниципальным долгом и собственностью. Принципиально важно отметить, что таким образом была заложена прочная основа по ориентации бюджета республики на повышение качества и доступности бюджетных услуг – основной цели и главного критерия эффективности функционирования бюджетной системы.

Как следствие, Чувашия с момента внедрения Правительством страны системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ входила в десятку сильнейших, занимая  2 – 7 места.

Чувашия впервые в новейшей истории России получила финансовую помощь Всемирного банка, минуя суверенные гарантии со стороны Правительства РФ (на строительство дорог, привлечение средств через эмиссию облигаций). По  словам Алексея Кудрина, занимавшего в те годы пост министра финансов России, это стало возможным потому,  что  «финансовая система Чувашии наиболее прозрачна,   обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств. В финансовом плане Минфин России не беспокоится за Чувашию. Механизм в расходовании бюджетных средств, разработанный и успешно внедренный в республике, близок к международным стандартам. Именно поэтому Чувашская Республика получила право заимствования финансовых ресурсов Всемирного банка без гарантий со стороны федерального правительства».

--------------------

Сегодня, основываясь на вековом опыте и наработках коллег-финансистов, Минфин Чувашии успешно выполняет текущие задачи и ставит перед собой долгосрочные и амбициозные цели.

Минфином России Чувашской Республике три года подряд (с 2016 года) присваивается первая степень качества управления финансами. Всего же в России только восемь субъектов, столь длительное время удерживающих лидирующие позиции в группе лучших.

Также по оценке Минфина России, Чувашия входит в группу регионов РФ с высоким уровнем долговой устойчивости.

По результатам мониторинга, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом, Чувашская Республика по итогам 2019 года возглавляет рейтинг регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.

На федеральном уровне показывают успехи и муниципальные образования республики. Так, финансовые органы Батыревского и Моргаушского районов несколько лет подряд становились призерами Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Благодаря своевременно принятым руководством Чувашии мерам, поддержке федерального центра, слаженной работе всех органов власти и заинтересованных организаций в полном обеспечивается финансирование всех мероприятий по выходу из кризиса, который в этом году связан с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

---------------------

Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то необходимо отметить, что в рамках разработанной Стратегии деятельности министерства планируется на новый, более высокий уровень предполагается вывести работу по всем основным направлениям.

При этом необходимо подчеркнуть, что все мероприятия будут увязаны с Комплексной программой социально-экономического развития Чувашской республики.

При выстраивании налоговой политики особое внимание будет уделено стимулированию инвестиций и совершенствованию законодательства в сфере налогового регулирования. При этом в приоритете будет находиться поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бюджетная политика в 2020-2024 годы будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики в целях достижения стратегических целей социально-экономического развития Чувашской Республики.

Большое внимание в ближайшие пять лет планируется уделить развитию и совершенствованию межбюджетных отношений. Планируется пересмотреть подходы к расчету дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не только городов и районов, но и сельских поселений. Кроме того, предполагается осуществить перераспределение полномочий между уровнями бюджетов.

Важным направлением в деятельности Минфина Чувашии является централизация функций органов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета. Это позволит создать единое информационно-аналитическое пространство, унифицировать процессы ведения бухгалтерского учета и взаимодействия с бухгалтерской службой, повысить качество ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Вся работа будет проводиться на базе казенного учреждения «Республиканский центр бухгалтерского учета», которое создано в мае текущего года.

В 2020-2024 годы будет продолжена работа по совершенствованию казначейского исполнения бюджета и государственного финансового контроля.

В целях содействия формированию у жителей Чувашской Республики ответственного отношения к личным финансам планируется усилить работу по повышению их финансовой грамотности. Рассчитываем, что этому будет способствовать заключенное по инициативе врио Главы Чувашской Республики Олега Николаева Соглашение о сотрудничестве по повышению финансовой грамотности между Правительством Чувашии, Минфином России, Банком России, Ассоциацией банков России.