Министерство финансов Чувашской Республики

К 80-летию Победы: Наркомфин Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны

К 80-летию Победы: Наркомфин Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны

Война неизбежно вызывала изменения во всех сферах жизни. В тяжелейших условиях начала войны в Чувашской Республике, как и по всей стране, проводилась напряженная работа по перестройке всего народного хозяйства.

В решении этих мероприятий в полной мере участвовал Народный комиссариат финансов Чувашской АССР, который с октября 1938 года возглавлял Семёнов Фёдор Тимофеевич, уроженец Нижегородской губернии, имевший богатейший опыт советской и финансовой работы, которой занимался с 1921 года. На его же долю выпали и все сложности работы по перестройке работы ведомства на начальном этапе войны. Ф.Т. Семёнов с честью справился с этой задачей и в сентябре 1942 года был назначен на должность первого заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР.

После него Наркомфин Чувашии возглавил Иван Ильич Золотников, который в 1938-1941 годах был заместителем Ф.Т. Семёнова. Иван Ильич - уроженец Чувашии,  в 1933 году закончил Московский финансово-экономический институт и был наркомом, а затем министром финансов ЧАССР до 1951 года.

Война потребовала от государственной машины резкого увеличения военных расходов при значительном сокращении доходов, а от финансовых органов государства - повышения оперативности, своевременной и эффективной реализации всех имеющихся возможностей.

Первым шагом к увеличению доходов стала надбавка к сельскохозяйственному налогу в размере 100% при выделении льготных групп граждан (Указ Президиума ВС СССР от 3 июня 1941 года). Однако выполнение задачи перераспределения доходов для финансирования военных расходов путём мобилизации средств населения вызвало в начале войны большие трудности. Выполнение финансового плана ЧАССР за июль 1941 года было крайне неудовлетворительным: по государственным доходам – на 24,4%, по налогам и сборам – 15%, государственному страхованию – на 12,8%. План мобилизации средств по налоговым платежам финансовыми органами Чувашской АССР за III квартал первого года войны был выполнен всего на 46,7%. Причинами невыполнения планов стали не укомплектованность и слабая подготовка кадров налогового аппарата. Из-за приема новых сотрудников сложилась низкая оперативность в исполнении должностных обязанностей; ослаблении массовой работы.

В результате срочно принятых мер ситуация стала постепенно улучшаться – в IV квартале план мобилизации средств по налоговым платежам составил 98,8%. Во втором квартале 1942 года утверждённый план мобилизации средств по ЧАССР был выполнен на 108%, 24 района республики из 28 перевыполнили план.

Другой проблемой в работе налоговых органов была неудовлетворительная работа по составлению годовых отчётов колхозов по исчислению подоходного налога за 1941 год. Только 12,4% колхозов Чувашии предоставили годовые отчёты, из которых только чуть более половины были утверждены на собраниях колхозников. Такая ситуация была вызвана не столько слабой работой, сколько резким сокращением численности трудоспособных работников в хозяйствах: к 1944 году она сократилась на треть.

Необходимо было изменить довоенную систему налогообложения; ситуация была изменена с введением в 1942 году военного налога.

Изменённая система отличалась гибкостью и позволила увеличить налоговые поступления, и в то же время, снизить тяжесть налогового бремени на наиболее малообеспеченные слои населения. Ставка налога на селе различалась по территориальному принципу. Совнарком ЧАССР 30 января 1942 года утвердил ставки военного налога с каждого члена хозяйства от 175 рублей до 300 рублей.  С ростом инфляции выросли и ставки налога: с 16 января 1943 года они составили 340-600 рублей. Дифференциация зависела от различий цен на сельскохозяйственную продукцию, близости рынков сбыта, удобных дорог, городских поселений и др. Самый высокий налог накладывался на жителей деревень, близко расположенных к городу Чебоксары.

Вторым по значимости налогом военного периода стал налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, но ставка налога была одинаковой для всех регионов. А вот сельскохозяйственный налог мог различаться: областным исполкомам было дано право изменять средние нормы на 30% в сторону, как увеличения, так и уменьшения ставки налога. Такая ситуация была связана с повышением цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно выросли колхозные цены. Вводилась прогрессивная шкала налогов на хозяйства колхозников. Если низкодоходное хозяйство (до 2000 рублей) облагалось исходя из 8 копеек с каждого рубля дохода, то с хозяйства с максимальным доходом (свыше 8000 рублей) взималось 1220 рублей плюс 30 копеек с каждого рубля свыше 8000 рублей.

10 апреля 1942 года Совнарком ЧАССР увеличил ставки местных налогов и сборов в первый раз и 2 октября 1943 года – второй. Так при торговле с автомашины или воза ставка разового сбора увеличилась с 5-10 рублей до 50 рублей; при продаже крупного рогатого скота с 5 до 50 рублей (с каждой головы), при продаже мелкого рогатого скота с 2.50 до 25 рублей.

В чрезвычайных условиях военного времени без недостатков в работе финансовых органов не обходилось. Проверки показали, что в отдельных районах допускались случаи пропуска плательщиков при составлении списков, привлекались к налоговому обложению лица, освобождённые от этого по закону, были случаи неправомерного завышения налоговой ставки. Но главным показателем работы налогового аппарата служит исполнение бюджета. На период 1941-1944 годов имеются следующие данные (в тыс. руб.).

1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

доходы

расходы

доходы

расходы

доходы

расходы

доходы

расходы

147826

143896

149725

141925

151893

136201,5

163468,3

163216,1

Видно, что преобладает превышение доходов над расходами, что свидетельствует об успешной, в целом, работе финансовых органов Чувашской АССР.

Необходимо отметить, что не все платежи исполнялись в полной мере. В большей степени это касалось сельского населения. Не до конца выполнялись такие статьи дохода как сборы с колхозных рынков, с коммунально-жилищного хозяйства и другие. Причину такой ситуации современники объясняли недостаточным контролем со стороны местных финансовых органов. Но, думается, надо учитывать и вышеизложенные факты: низкий уровень образования оставшихся кадровых работников, широкое привлечение колхозников к лесозаготовкам и торфоразработкам, и к строительству оборонительных линий Сурского и Казанского обводного рубежей.

Другой важной задачей финансовой системы в годы войны было привлечение в оборот средств, накопленных гражданами в довоенный период. Среди комплекса мероприятий, направленных на решение этой задачи, выделялись государственные займы и денежно-вещевые лотереи. Была поставлена цель: охватить подпиской госзайма 100% трудящихся, для чего советские, партийные и государственные органы проводили большую организационную и разъяснительную работу.

 Результатом первого государственного займа (1942 год) по Чувашской АССР стала мобилизация средств на 64,5 млн рублей. По подписке на второй госзайм (1943 год), только в первый день было собрано почти 95 млн рублей вместо запланированных 93,3 млн рублей на весь срок подписки, а к 1 сентября было собрано 100,9 млн рублей. В 1944 году было собрано 186,8 млн рублей вместо запланированных 173 млн рублей. В 1945 году – 139,3 млн рублей вместо 137 млн рублей. Несомненно, что такие показатели были бы невозможны как без качественной организационной работы всех структур и, прежде всего, финансовых органов, так и без высокого уровня патриотизма трудящихся Чувашии.

Столь же успешно осуществлялись денежно-вещевые лотереи, которые проводились под руководством обкома ВКП(б) совместно с финансовыми органами. В период 1941-1944 годов было реализовано билетов более чем на 100 млн рублей.

Особой формой патриотизма, добровольной помощи населения в мобилизации средств, стало создание и успешное функционирование фонда обороны. Организация сбора денежных средств и драгоценностей была возложена на финансовые организации, для чего в каждом отделении Госбанка был открыт спецсчёт. Колхозники, которые не получали денежного вознаграждения за свой труд, могли содействовать пополнению фонда через такие формы деятельности, как безвозмездная сдача домашнего скота, организация «гектаров обороны». Широко распространились воскресники. Другой яркой формой мобилизации средств была их аккумуляция в виде создания именных танков, самолётов, бронепоездов и т.п. Танк «Пионер Чувашии», танковые колонны «Тракторист Чувашии», «Колхозник Чувашии», «Лесоруб Чувашии», «Пищевик Чувашии», «Медработник Чувашии», бронепоезд «Комсомол Чувашии», авиационные звенья «Осоавиахим Чувашии», «Комсомолец Чувашии», «Промкооперация Чувашии» и другие – яркое воплощение патриотизма граждан и чёткой работы Наркомфина Чувашской АССР. Вклад Чувашии в фонд обороны составил 115,5 млн рублей.

Республика должна была обеспечить обустройство эвакопунктов и эвакобаз. Значительная доля расходов на содержание эвакуированных и помощь им ложилась на местный бюджет. Наркомфин Чувашии нес расходы по содержанию штатов, медико-санитарному и хозяйственному обеспечению, питанию. Интересно отметить, что эвакуированным из Москвы и Ленинграда питание предоставлялось за их наличный расчёт. Крупнейшими эвакуационными пунктами являлись Канашский (при железнодорожной станции) и Чебоксарский (при водной пристани). Значительной проблемой была организация общественного питания. На основании указа Наркомфина СССР в столице республики был установлен перечень столовых при Чувашском сельскохозяйственном институте и Доме колхозника.

Жители Чувашии приняли эвакуированных граждан должным образом, отнеслись к ним как к родным, делились с ними одеждой, продовольствием, всем, чем могли. Власти должны были обеспечить работой всех трудоспособных. Но на первых этапах основная нагрузка по обеспечению эвакуированных всем необходимым, – продовольствием, жильём, одеждой, дровами – легла на финансовую систему Чувашской АССР. В период с 10 августа по 1 сентября 1941 года 20 тысяч эвакуированных получили различную одежду и обувь, а также денежные пособия в размере 4247 рублей. Однако проблема обеспечения оставалась острой на протяжении и всего 1942 года.

Кроме гражданского населения на территории Чувашской АССР были размещены 15 эвакогоспиталей, организована станция переливания крови: ежедневно по 200 и более доноров давали кровь для раненых. В первый период все задачи по оплате труда медицинского персонала, по обеспечению инвентарем, кухонной посудой, по содержанию помещений (отопление, освещение, водоснабжение, стирка белья и пр.) госпиталей, оперативных коек и медико-санитарных отрядов решал Наркомфин республики. На 1 октября 1941 года кассовый расход на эти нужды составил 971,1 тыс. рублей. В 1942 году было выделено на организацию поставки крови для нужд фронта 80 тыс. рублей.

Большое количество воинских частей и подразделений, расположенных на территории ЧАССР дополнительным бременем ложилось на финансовую систему республики, т. к. часть муниципального фонда временно передавалась военным и частично обеспечивалась за счёт местного бюджета. За IV квартал 1941 года на ремонт учебно-сборных пунктов, текущий ремонт военкоматов и других зданий, оборудование казарменным инвентарем учебно-оборонных пунктов, коммунальное обслуживание призывных пунктов Наркомфин ЧАССР израсходовал 349,5 тыс. рублей.

Состав рабочих и служащих центрального аппарата Народного комиссариата финансов Чувашской АССР на 13 июля 1942 года включал в себя 60 человек. Из них 43 % – мужчины, из которых 12 являлись военнообязанными. Часть из них позже была призвана в армию, несмотря на нехватку кадров. Примерно 16 человек подходят под категорию эвакуированных, их предыдущее место работы находилось в Москве, Минске, Таганроге. Национальная принадлежность распределялась так: 40 русских, 12 чувашей, 4 еврея, 3 белоруса и 1 украинец. Большинство из них было уроженцами различных городов. Выходцами из крестьян были 30 работников Наркомфина ЧАССР, большинство – из рабочих и мещан. Можно сделать вывод, что нехватка кадров восполнялась в значительной мере за счёт приезжих специалистов и довольно успешно. Уровень образования работников был достаточно высоким: 15 человек имели высшее образование, а 30 – среднее или незаконченное среднее; что было заметно выше среднего. Во многом это и было одной из причин успешной деятельности всей финансовой системы Чувашии в годы Великой Отечественной войны.

Из сборника «Наркомат финансов СССР в годы Великой Отечественной войны. Вставай, страна огромная!» Книга 1. - М.: Издательство «ИстЛит», 2020. - 640 с.: илл.



15 апреля 2025
16:31
Поделиться