На поддержку отраслей экономики Чувашии в 2025 году будет направлено не менее 19,5 млрд. рублей
Об этом было заявлено на встрече Главы Чувашии Олега Николаева с руководством Госсовета республики, в рамках которой в формате «расширенного правительства» прошло «нулевое чтение» проекта республиканского бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
«На развитие отраслей экономики в проекте республиканского бюджета на 2025 год предусмотрено 19,5 млрд рублей. Это на 1,8 млрд. рублей, или 10,2% больше, чем в первоначальном бюджете 2024 года», - сообщил первый вице-премьер – министр финансов Михаил Ноздряков и уточнил, что из общей суммы 4,9 млрд. рублей планируется направить на реализацию программ жилищного строительства, 9,9 млрд. рублей – на развитие дорожного и транспортного хозяйства, 3,5 млрд. рублей - на развитие агропромышленного комплекса, 644,3 млн. рублей – на поддержку промышленности и МСП и еще 463,5 млн рублей – на развитие туризма.
Руководитель Минфина Чувашии также обратил внимание, что данные объемы, равно как и другие параметры, обозначенные в проекте республиканского бюджета на следующую трехлетку, будут существенно увеличены после рассмотрения проекта федерального бюджета на 2025-2027 годы во втором чтении.
«Сегодня проектом федерального бюджета для регионов распределены лишь 12,5% межбюджетных трансфертов. Поэтому мы и дотации пока не видим, и целевые трансферты не видим. Из-за этого представленный законопроект мы должны будем серьёзно переработать и перевнести, как делали это в предыдущие годы», - пояснил министр.
«При этом, несмотря на то, что нет полной информации по планируемым федеральным субсидиям регионам страны, в проекте бюджета уже сегодня прослеживаются наши приоритеты и видение развития республики с точки зрения его финансовой обеспеченности», - отметил Глава Чувашии Олег Николаев.
В нынешней редакции законопроекта, доходы республиканского бюджета в 2025 году прогнозируются в объеме 95,3 млрд. рублей, с ростом к уровню первоначально утвержденного плана 2024 года на 6,4%. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета оцениваются в 64,6 млрд. рублей, с ростом на 23,1%.
Вместе с тем, в проекте бюджета заложены дополнительные инструменты федерального финансирования в объеме почти 11,1 млрд рублей, которые привлекаются на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития республики, строительство школ в рамках концессионных соглашений, создание мусоросортировочных комплексов и развитие общественного транспорта.
Расходы республиканского бюджета сформированы в объеме 97,1 млрд рублей, с ростом на 6,7% к первоначальному бюджету 2024 года. На социально-культурную сферу заложено 59,0 млрд рублей – 60,7% к общему объему расходов.
Наибольшие средства предусмотрены на образование – 27,8 млрд рублей и на социальную политику – 19,8 млрд рублей и национальную экономику – 17,6 млрд рублей.
В бюджете на предстоящие три года учтено 17,6 млрд рублей на реализацию 18 региональных проектов в рамках новых национальных проектов «Продолжительная и активная жизнь», «Инфраструктура для жизни», «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика», «Молодежь и дети», «Кадры», «Семья», «Беспилотные авиационные системы».
На реализацию республиканской адресной инвестиционной программы в 2025 году планируется направить 9,5 млрд рублей, которые пойдут на строительство (реконструкцию) 85 объектов (без учета объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог по линии Минтранса Чувашии) и на проектирование 25 объектов.
В бюджете также учтены средства на обеспечение роста заработной платы работников бюджетной сферы. В следующем году фонд оплаты их труда оценивается в 39,6 млрд рублей, с ростом к значениям текущего года на 11,2%. Заложены средства на индексацию оплаты труда «указных» категорий, прочих работников бюджетной сферы с 1 января 2025 года, на увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2025 года на 16,6%.
Объем госдолга республики на 2025 год прогнозируется в размере 19,8 млрд рублей – это 30,7% к объему собственных доходов региона.
В беседе с депутатами Глава Чувашии Олег Николаев также сделал ряд заявлений.
Об инвестициях. Государственные инвестиции направлены на стимулирование частных вложений, и поэтому идет плотная работа со всеми крупными предприятиями. Только по особой экономической зоне точно будет 5 резидентов по итогам 2024 года. У каждого резидента - своя инвестиционная программа. Там миллиардная сумма, достаточно хорошие прогнозы.
О гособоронзаказе. Под него многие пытаются подвести достаточно большой промышленный рост Чувашской Республики. Но он занимает до 20% максимум, а реально где-то 15% валовой выручки предприятий, которые сегодня работают в промышленности. И если посмотреть внимательно, у крупных предприятий гособоронзаказ растет, но параллельно также растет и доля гражданской продукции. Есть предприятия, которые в 2 раза выросли за последние годы, но при этом у них также в 2 раза выросла как оборонная составляющая, так и гражданская. Поэтому у нас нет доминирования гособоронзаказа, и это как раз показатель того, что мы хорошо поработали с точки зрения планов развития промышленности и входа в те или иные ниши. Очень надеюсь, что в ближайшее время мы активизируемся и по лесопромышленному комплексу. Здесь у нас, к сожалению, пока такого движения нет, но в целом мы подходим к этому направлению.
О восстановлении дорог, задействованных при строительстве трассы М-12.
В нашем бюджете будут отражаться деньги на восстановление дорог, там, если быть точным, 4,6 млрд рублей. Работы через наш Дорожный фонд будут финансироваться.
О детях войны. Мы ведем подготовку мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поручение дано, работа организована, чтобы рассчитать выплату. Деньги пока не предусмотрены, потому что расчеты не произведены. Поэтому мы все посчитаем, поймём логику и должным образом нормативно все это обеспечим. Вполне успеем это учесть в рамках первого уточнения бюджета и обеспечим соответствующими деньгами к 9 мая.
О дворовых территориях. На сегодня ситуацию с запущенностью дворовых территорий мы переломили. Мы ее обеспечили и профинансировали все взятые обязательства. Это была наша региональная программа, которая дополняла национальные проекты и федеральные программы. Дальше каким-то образом программу надо продолжить. Минсельхозом Чувашии будет объявляться новый конкурс по инициативному бюджетированию. И, учитывая, что Чувашская Республика – одна территория, и подходы должны быть везде одинаковые. Чем отличаются городские дворовые территории от сельских населенных пунктов, которые сами для себя создают такие объекты? Почему инициативное бюджетирование не может распространяться на обновление дворовых территорий? Мне кажется, здесь мы должны одинаковые возможности обеспечить для всех граждан.