Антон Силуанов рассказал о приоритетах федерального бюджета в 2025-2027 гг.
Проект федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов направлен на реализацию национальных целей развития и финансирование новых актуальных приоритетов.
Об этом Министр финансов России Антон Силуанов сообщил на заседании Правительства России, представляя главный финансовый документ страны на предстоящие три года.
В проекте федерального бюджета предусмотрено финансовое обеспечение всех мероприятий 19-ти нацпроектов, которые являются основным инструментом достижения национальных целей развития, поставленных Президентом.
С учетом горизонта целей паспорта Нацпроектов соответствующее финансирование также формируются на период до 2030 года. Параметры финансового обеспечения Нацпроектов за горизонтом бюджетной трехлетки в соответствии с поручениями Президента войдут в перспективный финансовый план бюджетного прогноза на период до 2042 года.
На шестилетнем горизонте на мероприятия Нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета.
«По сравнению с действующими в 2019-2024 гг. нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в два раза», – отметил Министр. В бюджетной трехлетке на финансирование новых нацпроектов предусмотрено 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей, соответственно.
Антон Силуанов подчеркнул, что финансовым фундаментом реализации наццелей является устойчивая финансовая система.
«Проведение бюджетной политики в этом контексте, как и планировалось, с 2025 года осуществляется в полном соответствии с «бюджетным правилом». Обеспечивается структурный первичный баланс бюджета при базовых доходах. Это поможет сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте и укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средне-/долгосрочной перспективе», – сказал он.
Проектом бюджета обеспечивается безусловное финансирование как всех принятых обязательств, так и новых актуальных приоритетов. Это:
(1) социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан;
(2) укрепление безопасности и обороноспособности;
(3) обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры.
Все эти приоритеты обеспечены финансами и учтены в бюджетной политике.
Особое внимание при формировании проекта бюджета уделено финансовому обеспечению мероприятий по достижению технологического лидерства. В бюджет на будущую трехлетку заложено финансирование в совокупном объеме около 6 091,7 млрд рублей, направленное также на исполнение Послания Президента РФ и стимулирование развития приоритетных отраслей.
Значительные ресурсы предусмотрены на цели дальнейшего укрепления обороноспособности страны. Это позволит полностью обеспечить задачи специальной военной операции.
Проект федерального бюджета предусматривает безусловное выполнение социальных обязательств. Детский бюджет на горизонте бюджетной трехлетки превысит 10 трлн рублей, включая адресную поддержку семей с детьми.
Работает целостная система поддержки с охватом всех нуждающихся – от беременности матери до достижения ребенком 17 лет – мерой охвачено 10 млн человек. На выплату единого пособия предусмотрено более 4,0 трлн рублей на 2025-2027 годы.
Около 1,7 трлн рублей будут предоставлены на материнский капитал, размер которого ежегодно индексируется на инфляцию. В том числе предусмотрена выплата остатка средств маткапитала, если он составляет не более 10 тыс. рублей.
Более 1,7 трлн рублей будет выделено на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми.
В 6-летнем периоде будут направлены дополнительные ресурсы на здравоохранение в сумме 1,035 трлн рублей, включая средства на реализацию нового нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», а также нацпроекта «Семья».
Проектом бюджета предусмотрено финансирование адресного строительства 150 школ к 2030 году в населенных пунктах с потребностью целевого развития образовательной инфраструктуры. На эти цели выделяется более 90 млрд рублей. Более 22 млрд рублей планируется направить на строительство не менее 100 детских садов к 2030 году.
Кроме того, продолжится направление значительных ресурсов на капитальный ремонт школ - к ежегодным «базовым» ресурсам в объеме 60,0 млрд рублей дополнительно добавили еще по 15,0 млрд рублей ежегодно. На системной основе будут решаться вопросы состояния инфраструктуры детских садов – более 40,0 млрд рублей за 2025-2027 годы предусмотрено на их ремонт.
На оснащение и ремонт техникумов заложено за три года почти 50,0 млрд рублей. На создание кампусов мирового уровня в 2025-2027 годах будет направлено более 140 млрд рублей.
В сфере межбюджетных отношений ключевыми приоритетами, отраженными в проекте федерального бюджета, являются обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, поддержка реализации национальных проектов, в том числе в части полномочий регионов и решение задач инфраструктурного развития.
На 2025 год увеличивается общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в целом на 6% к текущему году, в том числе без учета новых регионов на 4,5%. Продолжится предоставление дотаций на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в общем объеме 114 млрд ежегодно, а также реализация индивидуальных программ развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития, на эти цели зарезервировано 10 млрд рублей ежегодно.
Всего на финансовую поддержку регионов будет направлено 3,2 трлн рублей ежегодно, в том числе на реализацию национальных проектов – около 1 трлн рублей ежегодно. При этом, как и ранее, софинансирование национальных проектов будет осуществляться с более высоким уровнем по сравнению с другими субсидиями.
В рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» продолжится предоставление регионам бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в 2025 году в объеме до 250 млрд рублей и в 2026-2027 гг. до 150 млрд рублей ежегодно.
Кроме того, в соответствии с Посланием Президента предусмотрено списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (около 650 млрд рублей в трехлетке, 1,1 трлн рублей за 2025-2029 гг.) при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. После списания задолженности по бюджетным кредитам объем накопленного на начало 2024 года государственного долга регионов к 2030 году сократится на 36% и составит 14% к налоговым и неналоговым доходам бюджетов регионов.
Бюджет сформирован исходя из обеспечения структурной сбалансированности и нулевого первичного структурного дефицита. Общий дефицит бюджета ожидается в пределах -1,0% ВВП ежегодно (-0,5% ВВП в 2025 году, -0,9% ВВП в 2026 году и -1,1% ВВП в 2027 году).
Источниками финансирования дефицита традиционно будут, главным образом, заимствования (на валовой основе 4,8, 5,1 и 5,3 трлн рублей в 2025-2027 гг.). В результате государственный долг вырастет с 15% ВВП в 2023 году до 18% ВВП по итогам 2027 года, то есть сохранится на экономически безопасном уровне ниже 20% ВВП.