В Ленобласти обсудили ключевые приоритеты работы Минфина России и региональных министерств финансов в шестилетней перспективе
В Ленинградской области прошел Всероссийский семинар-совещание Министерства финансов с руководителями финансовых органов субъектов РФ по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации». В ходе мероприятия были озвучены ключевые приоритеты работы ведомства и региональных минфинов в шестилетней перспективе. В мероприятии, прошедшем под председательством Министра финансов России Антона Силуанова, приняли участие также замминистра финансов, руководители финансовых органов субъектов РФ, представители Парламента, ФОИВов и подведомственных Минфину организаций.
«Президент определил цели и задачи на предстоящие 6 лет, и мы должны обеспечить их реализацию финансовыми ресурсами. Эти ресурсы пойдут на нужды людей, предпринимателей, на реализацию нацпроектов. Они будут направляться из федерального бюджета, по большей части через субъекты РФ. Поэтому наша основная задача – встроить регионы в реализацию национальных целей, в общее целеполагание», – подчеркнул Министр финансов России Антон Силуанов, обращаясь к участникам совещания.
По словам главы Минфина России, будут сохранены выработанные за предыдущие шесть лет уровни софинансирования по нацпроектам и госпрограммам: пропорции составят 95% на 5% и 70% на 30% соответственно.
«Задача субъектов заключается в том, чтобы отработать с федеральными органами исполнительной власти, которые курируют те или иные национальные проекты, ресурсное обеспечение, согласовать мероприятия и включиться в работу общей системы управления наццелями и нацпроектами», – отметил Министр.
В качестве одного из приоритетов работы в регионах Антон Силуанов выделил инфраструктурное развитие. Речь идет в том числе об использовании инфраструктурных бюджетных кредитов, а также возможностей списания ранее предоставленных бюджетных займов.
«По новым инфраструктурным бюджетным кредитам 50% предлагается распределять, исходя из численности населения региона – средства будут направляться на решение вопросов ЖКХ, а также для развития 2 тысяч опорных населенных пунктов. Вторая часть средств будут распределяться на конкурсной основе», – сообщил Министр.
Что касается списания ⅔ бюджетных кредитов, то оно, согласно поручению Президента, будет производиться при условии использования высвобождаемых средств по трем направлениям: для развития инфраструктуры, стимулирования инвестиций и предоставления инвестиционных налоговых вычетов. Распределяться средства будут аналогично новым инфраструктурным кредитам: 50% – в сферу ЖКХ, 50% – на обновление общественного транспорта, работу с аварийными объектами, вопросы совершенствования инфраструктуры и привлечения инвестиций.
Говоря о реализации нацпроектов в ходе семинара, заместитель Министра финансов РФ Ирина Окладникова напомнила регионам о необходимости заявлять в паспорта нацпроектов только те мероприятия, к реализации которых они готовы в полном объеме.
Кроме того, замминистра финансов рассказала о бюджетном планировании и исполнении бюджетов всех уровней. Она отметила, что результат исполнения бюджета прошлого года составил более 98%. Это является лучшим показателем за 5 лет. При этом замминистра подчеркнула нацеленность на плодотворную работу для достижения ещё большего результата в текущем году и сообщила об изменениях, которые предполагается внедрить со 2025 года. Среди них – переход к полному мониторингу всех национальных проектов и государственных программ.
«Планируется усовершенствование всех цифровых систем и отчетности. Благодаря этому будет сложнее переносить сроки реализации нацпроектов и госпрограмм. Мы будем ещё внимательнее оценивать предложения от главных распорядителей и субъектов РФ по сдвигу сроков», – заявила Ирина Окладникова. Она напомнила регионам о необходимости заявлять только те мероприятия, к реализации которых они готовы в полном объеме.
Ирина Окладникова также отметила роль Федерального казначейства в исполнении бюджета: «Это основной помощник всех финансистов, без которого невозможно планомерное и качественное исполнение всех задач. Благодаря казначейскому сопровождению, аналитической поддержке, цифровым системы по закупкам, по исполнению бюджета и другим получатели средств и субъекты страны достигают поставленных целей и эффективно расходуют средства».
Ирина Окладникова сообщила, что в 2023 году были зафиксированы рекордные доходы от размещения остатков на едином казначейском счете – 685 млрд рублей, из которых 144 млрд были представлены субъектами России.
Подробнее о казначейском сопровождении рассказал заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. Этот инструмент был сформирован в 2019 году, и тогда объем средств из региональных и местных бюджетов, который подлежит такому сопровождению, составлял 130,9 млрд рублей. В 2023 объем возрос до 2,7 трлн рублей.
«Такие успешные показатели означают, что практика востребована. Она обеспечивает сохранность, ликвидность и дополнительный контроль средств», – заявил Алексей Лавров.
Замминистра также сообщил о развитии системы казначейских платежей, которая позволяет не использовать банковские счета и ускоряет доведение информации о проведенных платежах до финансовых органов. В отношении участников такой системы также планируется проводить казначейский мониторинг. В том числе с 1 сентября 2025 года он будет осуществляться в части получателей субсидий и исполнителей по контрактам.
Помимо этого, Алексей Лавров рассказал о разработке платформы интеграции данных Электронного бюджета федерального уровня. Этот инструмент позволит принимать управленческие решения на основании аккумулированных официальных данных бухгалтерского учета.
«Суть платформы – подключить все системы ведения бухучета на уровне федеральных учреждений так, чтобы они автоматически согласно единым форматам загружались в единую аналитическую систему», – отметил замминистра. Он подчеркнул, что контрольных функций в этой части не предполагается. Предложенные изменения направлены на упрощение и систематизацию всей информации, а также обеспечение достоверности, достаточности и оперативности данных.
На ряде аспектов работы министерства, которые необходимо актуализировать на предстоящие 6 лет, рассказал в своем выступлении заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев. Одно из таких направлений – повышение эффективности бюджетных расходов.
Как отметил замминистра, в 2024 году заканчивается реализация действующей Программы повышения эффективности бюджетных расходов, поэтому сейчас идет работа над новой концепцией на период до 2030 года.
«Работа по повышению эффективности бюджетных расходов должна проводиться на всех этапах бюджетного процесса – от планирования и исполнения к апостериорному мониторингу и анализу. Однако основа закладывается на этапе планирования, расчета и обоснования расходов. В этой части нам уже удалось повысить прозрачность и достоверность расчетов, а также обеспечить увязку расходов с конкретными и измеримыми результатами», – пояснил он.
Владимир Колычев также рассказал об изменениях, которые повлияли на эффективность управления бюджетными расходами. Среди них – перевод всех процедур и данных в «Электронный бюджет», внедрение казначейского сопровождения.
В качестве приоритетов дальнейшей работы замминистра назвал обесечение четкой связки объемов финансирования не только с непосредственными результатами, но и с конкретными эффектами от реализации соответствующих мероприятий, дальнейшую оптимизацию процедур управления бюджетными расходами, в том числе за счет использования новых технологий.
«Рассчитываем, что получится ускорить бюджетные процедуры за счет внедрения в работу искусственного интеллекта. Уже в этом году в пилотном режиме заявки ГРБС на новые коды классификации будут отрабатываться ИИ. Пока параллельно с нашими сотрудниками, чтобы проверять качество работы искусственного интеллекта. Но цель – кардинально ускорить этот процесс, с текущих 1,5-2 дней до нескольких часов. В дальнейшем такой же подход может быть распространен и на другие процедуры», – добавил Владимир Колычев.
Кроме того, необходимо сформировать целостную систему оценки эффективности, учитывающую не только показатели кассового исполнения бюджета по нацпроектам или госпрограммам, но и уровень достижения запланированных результатов и эффектов. По мнению замминистра, это необходимо для оценки эффективности выбранных мер достижения целей и принятия дальнейших управленческих решений.