Министерство финансов Чувашской Республики

О совершенствовании налогового законодательства РФ

О совершенствовании налогового законодательства РФ

Накануне в Госдуме состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования федерального законодательства. Основной доклад собравшимся представил Министр финансов России Антон Силуанов. Предлагаем ознакомиться со стенограммой его выступления:

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые участники Парламентских слушаний.

Правительство ответственно подходило к подготовке всех изменений, о которых я сегодня буду докладывать. Мы исходили из задач более справедливого распределения налогов. Справедливое распределение – это, с одной стороны, снижение нагрузки. Когда мы говорим о снижении нагрузки, подразумеваем те категории людей, которым нужна государственная поддержка. Это, в первую очередь, семьи с детьми. Такое снижение мы предлагаем обеспечивать путем предоставления налоговых вычетов, а также более широкого круга преференций для бизнеса, чтобы можно было стимулировать инвестиции в новые производства, в разработки, НИОКРы, для того, чтобы эти преференции стимулировали ключевые направления развития нашей экономики.

При этом перераспределение налогов должно происходить таким образом, чтобы налоги тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, можно было перераспределять в пользу тех, кто больше нуждается, с одной стороны, и с другой стороны, использовать ресурсы для обеспечения стимулирования экономического роста.

Основные параметры налоговой системы необходимо зафиксировать до 2030 года. Об этом говорил Президент. Об этом говорили и на съезде РСПП, на экспертном совете, который проходил в Комитете по бюджету и налогам. Справедливая налоговая система должна строиться на следующих принципах: быть стабильной, предсказуемой, обеспечивать поступление ресурсов для решения масштабных государственных задач в социальной, экономической сферах, стимулировать инвестиционную активность компаний, поддерживать здоровую конкуренцию и создавать равные условия хозяйствования.

Исходя из этих принципов, мы и готовили предложения по изменению налоговой системы. Как эти изменения будут реализовываться для конкретных налогоплательщиков? Давайте рассмотрим это.

Для населения. При подготовке предложений предлагается исходить из принципа справедливости. Это наш ключевой подход при подготовке всех новаций. Слышим запросы депутатского корпуса об усилении прогрессии в шкале НДФЛ. Такие предложения высказывались и на Экспертном совете Государственной Думы, и в ходе обсуждений законов о бюджете, налоговых предложений, которые мы здесь рассматриваем.

Мировая практика свидетельствует об использовании прогрессии в налогообложении доходов граждан. Это не новация. Принцип применяется и в странах наших соседей, где верхняя часть шкалы доходит до 25%, и в странах дальнего зарубежья. Там верхняя шкала налогообложения поднимается до 45% - 55%. Понятно, что мы будем предлагать разумную прогрессию, чтобы наша система была конкурентоспособной, в первую очередь, с нашими ближайшими странами-соседями.

При определении подходов совершенствования налогообложения НДФЛ предлагаем руководствоваться следующим.

Подавляющего большинства граждан изменение налоговых ставок не должно коснуться. При этом в выигрыше должны оказаться семьи с двумя и более детьми, имеющие невысокие доходы. По ним будет предложен вычет по НДФЛ, такие поручения давал Президент, а часть уплаченных налогов можно будет вернуть по итогам календарного года. Возврат будет оформлен с использованием механизмов оказания социальной поддержки и средств федерального бюджета. Такой «кэшбэк» будет стимулировать легально зарабатывать, поскольку часть налога будет возвращаться.

Принцип справедливости будет работать и при использовании уплаченных дополнительных налогов. Все средства пойдут на социальные цели, на решение важнейших для людей задач, поскольку принцип справедливости будет работать не только в системе налогообложения, но и в том, как используются эти деньги, на какие цели они идут. У нас был хороший опыт создания фонда «Круг добра» для поддержки детей с орфанными заболеваниями.

Спектр расходов, на которые пойдут налоги, касается важнейших приоритетов, обозначенных Президентом в Послании – это нацпроекты «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь России». Государство потратит собранные ресурсы на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, борьбу со сложными заболеваниями, социальную инфраструктуру.

Кроме того, предлагаем сохранить уровень налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам. Это направлено на стимулирование граждан к формированию сбережений. Мера тоже несет социальный аспект, чтобы не затронуть большую часть граждан, хранящих свои сбережения в банках.

Малый бизнес. Необходимо создать стимулы для малого бизнеса расти и становиться средним и более крупным. Если посмотреть на существующие спецрежимы для МСП в разных странах (мы тоже анализируем информацию, которая существует в других экономиках), то можно увидеть, что пороги оборота для освобождения от НДС малых предприятий значительно ниже наших. У нас – 250 млн рублей в год. Например, в странах ЕАЭС пороговые значения выручки в год по спецрежиму следующие: в Белоруссии – 65 млн, в Казахстане – до 108 млн, все в рублях имеется ввиду, в Армении – 25 млн. В странах ЕС необлагаемые НДС пороги выручки максимально не должны превышать 8,5 млн, а в большинстве установлены даже ниже 5 млн рублей, если переводить на рубли.

Необходимо проанализировать действующий у нас спецрежим для малого бизнеса и донастроить его таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись 95, еще раз повторю, 95% таких предпринимателей, а с другой – компании, созданные для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса, платили бы справедливые налоги.

Для этого планируем расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять упрощенку при одновременном сближении условий налогообложения с обычной системой налогообложения. Цель этого предложения – выравнивание условий конкуренции между разными экономическими субъектами, снижение интереса выстраивать схемы от ухода из-под налогообложения, дробя бизнес. Думаю, что те предложения, которые мы слышим и слышали на Экспертном совете, в ходе встреч с бизнес-объединениями могут быть положены в основу наших законодательных инициатив.

Одновременно готовы предусмотреть амнистию для тех налогоплательщиков, кто готов работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса.

В целом для бизнеса какие новации предлагаются? Налоговые изменения должны обеспечить предсказуемые условия для работы предпринимателей, для реализации ими долгосрочных инвестиционных проектов. Все действующие преференциальные режимы сохранятся. Это и соглашение о защите поощрений капитальных вложений, и специнвестконтракты, и особые экономические зоны, и территории опережающего развития. Все те режимы, где приняты стабилизационные оговорки, продолжат свое действие и не поменяются.

Сегодня есть потребность дополнительных стимулов для капитальных вложений со стороны бизнеса. Мы это слышим. Вот наши предприниматели. Предлагаем расширить налоговый механизм поддержки инвестиций, в первую очередь, в высокотехнологичные проекты. Речь идет об инвестиционном налоговом вычете, в том числе и на федеральном уровне, а также расширение механизма амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования, расходах на НИОКР как источников инвестиций.

Сегодня в России действует повышающий коэффициент на проведение НИОКР для компаний при подсчете расходов, что позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В соответствии с поручением Президента, этот коэффициент предлагаем повысить с полутора до двух. То есть налог на прибыль будет платиться с меньшего размера налогооблагаемой прибыли.

Налоговые преференции должны давать конкретный результат и быть увязаны с обязательствами бизнеса по новым инвестиционным проектам.

Поддержка должна оказываться в первую очередь тем, кто не прячет прибыль в офшорах, направляет ее на расширение производства, инновации, вкладывает в социальную инфраструктуру.

В ходе определения налоговых новаций бизнес предлагал отказаться от использования оборотных налогов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые не учитывают его финансовый результат. Готовы обсуждать это предложение в увязке со справедливым увеличением ставки налога на прибыль организаций, то есть обложения конечного результата, а не оборота компании. Тем более, что ныне действующая ставка налога на прибыль у нас одна из самых низких среди развитых и развивающихся экономик. Предположим, мы знаем, что в Аргентине, Китае, Иране ставка – 25%.

Дополнительные поступления налога на прибыль будут перераспределены через бюджет также на интересы бизнеса: в качестве инвестиций в технологический инфраструктурные проекты, необходимые для создания экономики, в инфраструктуру для стимулирования экономической активности.

Поддерживаем предложение депутатов и бизнеса, озвученное в рамках проведенных консультаций, не повышать ставки НДС, поскольку в нынешних условиях это может повлиять на увеличение инфляции.

Принцип справедливого налогообложения неразрывно связан с принципом равенства налогообложения. Бизнес должен работать в равных экономических условиях, в том числе фискальных. Неуплата налогов, пошлин не должна быть конкурентным преимуществом, так как это создает среду, которая стимулирует искать схемы, позволяющие не платить налоги. Необходимо устранить существующие для этого лазейки, чтобы не допустить распространения указанной практики.

Какие предложения рассматриваем? Это предложение по пресечению схем дробления бизнеса, занижения таможенной стоимости при транзитных операциях через страны ЕАЭС и неуплаты НДС по таким товарам организациями на упрощенке, уклонения от уплаты акцизов по некоторым товарам и целый ряд других предложений.

Наши налоговые и таможенные администраторы знают все эти схемы, и те налоговые новации, которые мы готовим, должны их закрыть.

Регионы. Предложение в части совершенствования налоговой системы необходимо скоординировать с субъектами Российской Федерации. Слышим предложение о том, чтобы наделить регионы большими полномочиями по налогам и расширить их налогооблагаемую базу. Считаем, что следует дать субъектам и муниципалитетам больше полномочий по налогообложению дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом. На Экспертном совете прозвучали предложения от глав регионов и муниципалитетов преобразовать курортный сбор в туристический налог. Рассмотрим эту инициативу.

В результате донастройки налоговой системы регионы увеличат свою налогооблагаемую базу и получат дополнительные финансовые ресурсы на реализацию национальных проектов.

Одновременно с налоговыми вопросами Президент принял решение о списании 2/3 долгов по бюджетным кредитам субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом. В общей сложности это около триллиона рублей за пять лет. Эти деньги пойдут на развитие инфраструктуры, на инвестиции и, в конечном счете, – на благо людей и бизнеса, которые живут или работают в соответствующих субъектах РФ.

В результате выстраивания справедливой налоговой системы произойдет так же и справедливое перераспределение средств между регионами. Дополнительные собираемые налоги будут направлены, в том числе на выравнивание социально-экономического положения субъектов через предоставление трансфертов регионам из федерального бюджета.

Перераспределение доходов на приоритетные задачи, выстраивание справедливой налоговой системы позволит увеличить доходы бюджета. Что важно? Для достижения результатов от этого перераспределения, важно, чтобы эти деньги работали на конкретные улучшения для людей, бизнеса, чтобы мы могли их видеть и проконтролировать.

Все эти приоритеты определены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию. Основные из них – благополучие и, поддержка граждан, обеспечение технологического суверенитета. Поэтому, помимо решений в социальной сфере, дополнительные ресурсы будут направлены на поддержку экономики, стимулирование отраслей, которые обеспечивают долгосрочный рост. Государство направит вложения в инфраструктуру, строительство жилья, поддержку бизнеса, развитие получат наукоемкие отрасли и сфера высоких технологий. Это отечественные IT- решения, микроэлектроника, фармацевтика, химическая промышленность и целый ряд других отраслей, которые необходимо сегодня развивать и поддерживать. Мы это будем делать как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет налоговых стимулов, о которых мы с вами говорим.

Вопрос прозрачности и контроль за расходованием средств, которые мы получим от налоговых изменений, тоже важнейшая наша задача. Сегодня Правительство выстроило прозрачную цифровую систему, которая позволяет в режиме реального времени видеть результаты израсходованных бюджетных средств, а значит, и оценить эффективность государственных трат. Данные этой системы доступны для парламентариев и для граждан. И могут быть предметом контроля за расходованием средств, которые мы направляем на решение ключевых задач.

Уважаемые депутаты, уважаемые участники парламентских слушаний, сегодняшнее мероприятие – очень важный этап обсуждения совершенствования налоговой системы. Рассчитываем, что по итогам слушаний Правительство получит рекомендации Государственной Думы, которые станут для нас ориентиром при выработке параметров налоговых изменений, а значит, и реформирования законодательных инициатив, с которыми мы выйдем в Парламент.

Спасибо за внимание.



24 мая 2024
10:44
Поделиться