Стенограмма выступления Главы Чувашии Олега Николаева на пленарном заседании XIII Чебоксарского экономического форума
Устойчивое развитие или ESG-повестка является не просто модным термином. Это прежде всего задача, обозначенная Президентом России и закрепленная в нормативных документах.
Во вторых, как показала практика нашей работы, - это инструментарий формирования цельной картины развития территории, в нашем случае Чувашии, на основе детального анализа текущей ситуации, учета имеющихся в нашем распоряжении возможностей, трендов развития научной и технологической мысли.
Такое планирование развития региона позволяет выработать сквозные решения, основанные на замкнутых циклах. На мой взгляд, такой подход очень похож на уже забытый нами межотраслевой балансовый подход в планировании. Сразу вспоминается фраза «все новое - хорошо забытое старое».
Нами утверждены концепция устойчивого развития, «дорожная карта» по ее реализации.
В основе всех этих документов – постоянный диалог с обществом, комплексность решений, их синхронизация между собой, в итоге, обеспечение повышения эффективности использования ресурсов, активизация государственно-частного партнерства и предпринимательской инициативы.
Система мероприятий можно разделить на три области:
Экологическая безопасность;
Социальная сфера и развитие человеческого потенциала и народосбережение;
Государственное управление, экономическое развитие и производственная сфера.
Но что мы открыли для себя? В принципе мы всегда этим занимались.
Переводили котельные на газ, строили очистные сооружения, снижали выбросы, мониторили экологическую обстановку, боролись с пожарами. Но не системно, разрозненно и достаточно часто бросали начатое, в итоге недострой, зря потраченные деньги, недовольство. Обсуждаемый нами сегодня подход во многом устраняет названные пробелы.
Приведу несколько примеров выработанных сквозных решений, основанных на принципах устойчивого развития.
В области водоснабжения и водоотведения важно в первую очередь людей обеспечить чистой питьевой водой. Затем использованную воду отвести без ущерба для экологии. Нами разработана стройная система объектов водоснабжения и центров очистки воды. Это карта расположения очистных сооружений с конкретной технологией и мощности, которая обслуживает опорный населенный пункт и принимает использованную воду из близлежащих населенных пунктов. А люди могут заказать трансферт использованный воды по принципу Яндекс такси.
Что касается отходов коммунального и производственного характера, также разработали территориальную схему в области обращения с отходами. Сформировали объекты инфраструктуры для достижения стопроцентной сортировки отходов, переработки не менее 50 процентов и минимизации их захоронения.
Сейчас находимся в активной фазе реализации данной концепции. Все этапы планирования и реализации ведем совместно с ППК РЭО.
Следующее направление – развитие электротранспорта. В рамках реализации утвержденного нами паспорта комплексного развития транспортной инфраструктуры делаем основную ставку на троллейбусы и автобусы на газомоторном топливе.
Также разработали план развития инфраструктуры частного и коммерческого электротранспорта. Прибавится 173 к действующим 16. Для этого важна доступность электрозаправочных станций. Разработали карту размещения таких станций. Зарезервировали земельные участки и необходимые мощности для реализации проекта.
Для реализации программы развития столкнулись с дефицитом генерирующих мощностей электроэнергии. Это влияет и на тарифы.
Применили такой же подход. Определили перспективные точки роста и рассчитали возможный дефицит мощностей. Разработали программу создания энергоцентров. Также зарезервировали площадки и необходимые ресурсы для реализации проекта. В прошлом году подписали соглашение с компанией Трансэнергопром о реализации проекта. В текущем году расширили наш консорциум с Трансмашхолдингом. Вчера дали запуск первому объекту мощностью в 1 мегаватт. В планах 120 мегаватт.
Мы развиваем программу. Работаем над тем, чтобы утвердить отраслевые стандарты и императивы для того, чтобы оценивать все проекты на предмет выбора технологий, в том числе для уже названных направлений с тем, чтобы они были единые, просчитанные и экологичные, обеспечивали безопасность.
Второе, через призму этих стандартов и императивов оценивать частные бизнес инициативы на предмет допуска их к формам государственной поддержки. По итогам нашей работы что мы для себя поняли? Во-первых, мы за счет такого подхода создали четкую картину, сформировали образ будущего конкретного направления. Можем показать и жителям Чувашской Республики, и бизнесу, и инвесторам соответствующую картину, но мы определяем правила участия в этих проектах. Еще мы сделали одну очень важную вещь - четко разграничили зоны ответственности там, где точно должно участвовать государство, там где будет интересно только бизнесу - сугубо коммерческие проекты, но по определенным правилам, и середина — это государственно-частное партнерство, у нас есть четкое понимание работы до 2030 года. Все зависит от того, какой партнер к нам придет и с какими намерениями и ресурсами войдет в реализацию этих проектов. Это эффективно.