Николай СМИРНОВ: «К успеху ведет труд. У удачи — зыбкая почва»
Уже через месяц, 8 сентября, Министерство финансов России отметит свое 220-летие — в этот день в 1802 году император Александр I издал высочайший манифест об образовании в России нескольких ведомств, в том числе и финансового. В преддверии знаменательной даты — разговор с человеком-легендой, специалистом с уникальным финансовым интеллектом, выдающимся финансистом и государственным деятелем Чувашской Республики Николаем Смирновым. Работе в Минфине Чувашии он посвятил свыше трех десятилетий, из которых девятнадцать лет возглавлял ведомство.
— Николай Васильевич, как вы стали финансистом? Почему выбор пал именно на эту профессию?
— Почему-то я в детстве, классе в четвертом, в сочинении на тему «Кем ты хочешь стать» написал — хочу стать бухгалтером. Хотя после окончания средней школы долго выбирал, пока не поступил на экономфак ЧГУ.
— Ни разу не было желания поменять сферу деятельности?
— Да были метания. Мы с моим товарищем даже английский самостоятельно изучали, с тайной мечтой поступить в один известный институт. В молодости это, наверное, у всех бывает.
— В Минфин Чувашии вы пришли простым экономистом в 1978 году. Министром финансов стали в 1992 году, то есть через 14 лет. Считаете ли вы этот путь долгим и сложным? Или эти годы шли своим чередом?
— Думаю, чтобы занять ответственный пост, надо по возможности пройти все ступеньки служебной лестницы. Тогда, став руководителем, вы будете понимать всю «кухню» своей сферы деятельности. Это как в школе — чтобы перейти из первого класса сразу в десятый, надо быть вундеркиндом. А я им не был.
— Вы встали у руля главного финансового ведомства республики в один из самых сложных исторических периодов — в годы перехода от советской командно-административной системы к современной рыночной экономике. Денег в бюджете не хватало даже на решение текущих вопросов. Как удалось осуществить «перестройку» финансовой системы Чувашии и добиться положительных результатов?
— Конечно, не по интуиции и инертному восприятию происходящих процессов. Многое не перескажешь. Помогло самообразование и поиск новых подходов, в частности, в бюджетном устройстве государства в новых условиях, в какой сфере я был ответственен. В условиях массового обнищания людей добрые «дяденьки» из Верховного Совета страны друг за другом принимали законы по раздаче денег, а откуда взять эти средства — не говорили. Деньги регионам из федерального бюджета распределялись в произвольном порядке — больше доставалось тем, кто имеет способности и возможности лоббирования.
В этих условиях мы в самом начале 90-х ввели новый порядок межбюджетных отношений с органами местного самоуправления, установив распределение бюджетных средств по единым правилам, направленным на стимулирование развития экономики, наращивание налогового потенциала и преодоление иждивенческих подходов. Разграничили расходные полномочия, установив полное финансовое обеспечение республиканских и федеральных мандатов на расходы. В результате в отличие от многих других регионов в Чувашии в короткие сроки была ликвидирована вся задолженность не только по заработной плате и социальным выплатам, но и за потребленные бюджетными организациями энергоресурсы (долги, как и во всех регионах, были огромными).
Президентом республики были приняты решения по стимулированию инвестиций. В конечном итоге мы вышли на весьма высокий уровень инвестиционных вложений в экономику и реализацию масштабных инфраструктурных проектов, а также на рост жилищного строительства, когда в отдельные годы доля бюджетных инвестиций в консолидированном бюджете занимала около трети расходов. Федеральный бюджет тогда ни копейки не выделял ни на газификацию, ни на строительство дорог, ни на вывод школ из аварийного состояния и другие подобные нужды.
Но нужно было инициировать формирование подлинных принципов бюджетного федерализма в масштабе страны, разделение ответственности по доходам и расходам между федеральной властью и регионами, установление прозрачных правил распределения между ними финансовых ресурсов государства.
Наверное, не осталось ни одного руководителя федеральных ведомств, кто бы не посетил Чувашию по приглашению президента республики Николая Федорова. Он в каждом случае демонстрировал свой опыт и продвигал рекомендации и идеи, направленные на появление новых форматов для привлечения инвестиций и поступательного развития экономики в регионах. С этой же целью Чувашия на конкурсной основе вошла в совместный проект МБРР и Минфина России по реформированию общественных финансов на региональном уровне, получив заслуженный критерий — самый прозрачный бюджет в Российской Федерации.
В конечном итоге многие начинания республики в области инвестиционной, финансовой и бюджетной политики, без преувеличения, вошли в новые федеральные нормативные и правовые акты. Произошли и реформирование бюджетных отношений с центром, и разграничение доходных и расходных полномочий, и преобразование бюджетных учреждений в новые правовые формы, и самое главное, полностью реализованы принципы программно-целевого бюджетирования.
— Благодаря вам Чувашия впервые в новейшей истории России получила финансовую помощь Всемирного банка, минуя суверенные гарантии со стороны Правительства РФ. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Почему он был таким значимым для республики?
— Причина этого успеха — инвестиционная привлекательность и доверие к руководству республики. Хотя трудно было представить, чтобы Всемирный банк взял и выступил гарантом по обязательствам дотационной Чувашии, не имеющей природных богатств, и еще предоставил заем на строительство дорог. Это действительно первый случай в истории, когда Всемирный банк вышел на контакт с регионом, минуя федеральное правительство. Но это не случайность, кредитный рейтинг республики был на высоком уровне, поскольку она, например, даже в условиях массового дефолта других субъектов РФ одной из первых полностью погасила облигации агропромышленного комплекса республики. И никогда и ни разу не срывала свои денежные обязательства перед кредиторами и поставщиками услуг по государственным заказам.
Не без оснований в соответствии с решениями Правительства России по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов Чувашская Республика занимала ведущие места (в 2007 году, например, 2-е место), уверенно обгоняя такие богатые регионы, как Самарская область, город Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, город Москва и Московская область. А ведь для оценки выбирались показатели, наиболее важные для граждан страны: рост доходов населения, состояние системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, уровень инвестиционной привлекательности самих территорий…
— Кто помогал и поддерживал вас в реализации всех этих мероприятий? Сейчас у вас есть возможность высказать слова благодарности в адрес этих людей…
— Безусловно, первый президент республики Николай Васильевич Федоров, которому я неизменно благодарен. Он ставил амбициозные задачи, возлагая большую личную ответственность в каждой сфере деятельности и вдохновляя каждого члена команды на достижение заявленных целей. Но никогда не мешал экспериментировать и не вмешивался в рутинную деятельность, требуя конечный результат. Он обладает высокой культурой управления. Ну и, конечно, — коллеги по работе, они работали очень слаженно.
— Если оглянуться назад — вы считаете, что все делали правильно? Или где-то сейчас поступили бы иначе, приняли бы другое решение?
— Конечно, если сравнивать то, что было тогда и то, что происходит сегодня, могут появиться мысли — а нельзя ли было что-то скорректировать?.. Но по фундаментальным направлениям в своей сфере, или по тому, что посвящал этому по 12-14 часов в сутки почти без выходных и отпусков, сомнений не возникает. Сделал бы так же.
— На вас когда-нибудь оказывалось давление, чтобы вы изменили свой взгляд, свое решение?
— Чтобы давление — не помню. Со стороны президента республики — никогда. Наверное, я тщательно отмерял свои взгляды и решения, которые должны были отвечать установкам президента на успешное развитие республики. Правда, испытывал давление со стороны федерального центра — когда мы долгое время не переводили счет республиканского бюджета в федеральное казначейство.
— Вы были главным финансистом Чувашии на протяжении девятнадцати лет. Есть ли у вас какой-то «свод правил руководителя»?
— Правило для руководителя — постоянно стремиться лучше владеть нормативным и правовым материалом, информацией, необходимыми во вверенной сфере. Владеть лучше, чем твои подчиненные — идеально, если ты сможешь запросто сесть на их место и выполнить ту работу, которую они выполняют повседневно. И чтобы твои работники приходили с предложениями, а не с вопросами, как лучше решить ту или иную задачу.
— Ваши заслуги отмечены различными ведомственными и государственными наградами. Какая из них для вас наиболее ценна?
— К наградам отношусь ровно, без эмоций. У меня даже нет звания «Ветеран труда Чувашии», ну и что? Настоящее чувство гордости я испытывал, к примеру, когда была завершена газификация республики и строительство дорог к нашим селам. Почти никогда не появлялся на церемониях по поводу ввода объектов в строй. Но однажды был — люди плакали от радости. Вот это была настоящая награда.
— Сегодня реалии жизни ставят перед всеми нами новые задачи. Распространение коронавирусной инфекции, санкции со стороны западных стран требуют перестройки сложившихся подходов к работе. Как вы оцениваете принимаемые руководством республики решения? Какие идеи предложили бы для преодоления кризисных явлений?
— Новому руководству тоже досталось не очень легкое наследство — снижение до этого инвестиционной активности и попадание в десятку отстающих регионов, затем коронавирусный синдром, а теперь приходится работать в условиях санкционных ограничений. Но думаю, администрация все делает правильно и успешно преодолевает вызовы.
Как пожелание — несмотря на принимаемые серьезные меры по поддержке сельского хозяйства, надо бы больше уделять внимание сельскому населению, чтобы его численность не сокращалась, а росла. А это весь комплекс мероприятий: рабочие места на селе, поддержка личных подсобных хозяйств, фермерских и крестьянских хозяйств, поддержание в нормальном состоянии сельской инфраструктуры и поддержка жилищного строительства.
Блиц-опрос
Надо понимать нужды людей
— Какую книгу вы бы рекомендовали прочитать всем?
— Всем — на вкус каждого. А государственным и муниципальным служащим предложил бы прочитать конспект лекций о народном хозяйстве и государственном устройстве Сергея Юльевича Витте, министра финансов Российской империи. Это, во всяком случае, поможет понять, для чего нужна должность государственного (муниципального) служащего.
— Без чего вы не можете обойтись ни дня?
— Без музыки.
— Что вы делаете в свободное время?
— Свободное время — роскошь, но для спорта его нахожу.
— Считаете, что успех — это плод упорного труда или удача?
— Упорный труд. У удачи — зыбкая почва.
— Как лидер, человек с мудрой жизненной позицией, что бы вы пожелали своим молодым коллегам, а может, и всем нашим читателям?
— Скорее всего, молодым коллегам: читай «нормативку», и с карандашом в руке. Никогда не пропускай непонятные места — это залог твоей профессиональной силы. Надо видеть и понимать нужды людей. Думай ежедневно, что ты сделал за день полезного для тех людей, которые находятся за пределами твоего кабинета. Это главное предназначение госслужащего.
Материал подготовлен в рамках подпрограммы «Повышение финансовой грамотности населения Чувашской Республики» государственной программы «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»
Автор: Игорь ГЕРАСИМОВ