Минфин России подготовил законопроект для выполнения положений основных направлений налоговой политики
Для реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2022 – 2024 годы Минфин России подготовил проект закона*, предусматривающий ряд налоговых новаций, направленных на повышение эффективности налоговой системы.
Так, предусматриваются изменения в сфере налогового администрирования. В частности, совершенствуется порядок учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере. Предлагается наделить ФНС России полномочиями утверждать порядок постановки и снятия с учета лиц в налоговых органах, а также внесения изменений в данные учета. Кроме того, налоговая служба будет определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать критерии их отнесения к такой категории налогоплательщиков.
Подготовленным документом совершенствуется порядок досудебного урегулирования налоговых споров, расширяется его действие на споры имущественного характера. Уточняются обязанности и ответственность налоговых агентов, осуществляющих выплаты иностранным организациям, для предупреждения неправомерного бездействия, когда не представляются расчеты о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Кроме того, для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, необходимых для возмещения сумм НДС и акцизов, внедряется понятие электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов. Это позволит сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.
Такой механизм уже апробирован: в рамках эксперимента на конец 2020 года было принято более 2 300 электронных банковских гарантий на сумму 367 млрд рублей.
Также законопроект предусматривает упрощение процедур по отдельным налогам и сборам. При этом предлагаемые меры не предполагают увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса.
Для устранения признаков барьера на внутреннем рынке ЕАЭС подготовленным документом предусматривается значительное снижение размера государственной пошлины за аккредитацию филиалов и представительств организаций государств - членов ЕАЭС, создаваемых на территории России.
Кроме того, законопроектом предусмотрены меры совершенствования в рамках международного налогообложения. Так, устанавливаются механизмы противодействия размыванию налоговой базы за счет злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства иностранными организациями при осуществлении деятельности на территории России.
Среди других ключевых изменений:
В части налога на добавленную стоимость:
- освобождаются от НДС услуги застройщика, оказываемые на основании заключенного договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений (в том числе гаражей и машиномест) в многоквартирном жилом доме.
В части налога на прибыль организаций:
- продлевается до 2030 года ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в размере 3%;
- на этот же период продлевается 50%-ное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах;
- упрощается порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для уменьшения прибыли налогоплательщиков.
Имущественные налоги:
- для повышения эффективности налогового администрирования упрощается порядок освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске. Реализация изменений затронет более 270 тыс. транспортных средств;
- исключается применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога при наличии договора о комплексном развитии застроенной территории, определяющего в соответствии с Градостроительным кодексом РФ предельного срока застройки.
По специальным налоговым режимам:
- упрощенную систему налогообложения смогут применять инвестиционные советники;
- уточняется порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из российских субъектов установлена пониженная налоговая ставка.
По налогу на доходы физических лиц:
- граждане, на обеспечении которых находятся дети или подопечные, признанные недееспособными, смогут получить стандартный налоговый вычет, без ограничения по возрасту ребенка (подопечного);
- семьи с детьми при продаже жилого помещения, приобретенного с использованием средств господдержки, при определении налоговой базы смогут учитывать произведенные одним или несколькими членами семьи расходы на его покупку пропорционально доле каждого члена семьи в собственности. Право на учет таких расходов предоставляется, если законодательством, в том числе региональным, в качестве условия предоставления указанной господдержки определено выделение долей членам семьи, в частности, детям;
- сумму налогооблагаемого дохода можно будет уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих имущественных прав);
- устанавливаются нормативы для освобождения от налогообложения компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
- выплачиваемые отечественными организациями-работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами страны, относятся к доходам от российских источников;
- на брокеров, доверительных управляющих возлагаются функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде дивидендов по ценным бумагам, выпущенным иностранными организациями, если такие дивиденды поступают на счет у таких профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- упрощается порядок предоставления социальных налоговых вычетов.
В части страховых взносов:
- уточняется порядок исчисления и уплаты страховых взносов в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и избранными членами совета, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию;
- для освобождения от обложения страховыми взносами устанавливаются нормативы компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
- устанавливается нормирование необлагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и взамен суточных надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы таким методом (не более 700 рублей в день).
*Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»