Министр финансов Антон Силуанов выступил на парламентских слушаниях по проекту бюджета страны на ближайшие три года
Предлагаем ознакомиться со стенограммой его выступления:
– Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!
Валентина Ивановна, как Вы справедливо отметили, традиционно первое публичное обсуждение проекта бюджета происходит на площадке Совета Федерации, потому что это позволяет обсудить бюджетную политику на предстоящий год не только с позиции отраслей, секторов экономики, но и, что очень важно, с позиции регионов, с позиции влияния федерального бюджета на субъекты Российской Федерации, на всю бюджетную систему страны в целом. В докладе хотел бы остановиться на ключевых целях и задачах бюджетной и налоговой политики, структурных приоритетах бюджета и, конечно, межбюджетных отношениях.
Несколько слов об экономических условиях, в которых формировался проект бюджета на предстоящую трехлетку. В целом мы видим, что экономические условия достаточно благоприятны: экономика восстановилась, а ее устойчивость усилилась. Уровень деловой активности (за вычетом нефтяного сектора, потому что у нас еще действуют ограничения добычи в рамках соглашения ОПЕК, мы его можем для чистоты исключить) достиг допандемийных значений еще в конце прошлого года, а к концу первого полугодия текущего года экономика преодолела допандемийный тренд. При этом восстановление отечественной экономики по сравнению с другими странами происходит более динамично. Это касается и экономики (в качестве показателя берем показатель валового внутреннего продукта), и промышленного производства, и инвестиционной деятельности, потребительского спроса, занятости – по всем этим позициям мы, если посмотреть на мировую экономику в целом, выглядим хорошо.
Несколько цифр. В первом полугодии текущего года ВВП без учета вклада нефтяного сектора превысил уровень первого полугодия допандемийного 2019 года почти на 3%. О чем это говорит? Мы видим среднегодовой прирост почти на 1,5% год. Если говорить о странах G-20, то ВВП не достиг допандемийного уровня в целом ряде стран. Это и Великобритания – почти минус 3%, Италия – минус 2%, Германия – минус 1,9%, во Франции тоже такие же показатели, в США только небольшой плюс. Но мы выглядим значительно более восстанавливаемся. Хотя в тех странах денежные вливания в экономику были существенными, последствия этих действий мы сейчас все ощущаем.
Наши фискальные данные говорят даже о более динамичном росте отечественной экономики. Несколько цифр приведу. Зарплатные налоги и налог на прибыль растут на 4-5% в реальном выражении в первом полугодии к первому полугодию 2019 года. Оборотные налоги, если возьмем данные по контрольно-кассовой технике, растут примерно на 10%. То есть не исключено, что мы еще по факту подведения итогов текущего года увидим более существенные темпы развития экономики.
Относительно благоприятная конъюнктура сложилась и на мировых товарных рынках, в том числе на рынках энергоносителей. В течение трехлетки ожидается превышение прогнозных цен на нефть над базовыми, что подразумевает пополнение Фонда национального благосостояния. Мы планируем, что в 2022 году мы сможем пополнить Фонд национального благосостояния на 3,4 триллиона рублей, в 2023-м на 2,7, в 2024-м – чуть больше чем на 2 триллиона рублей. И это дает возможность нам говорить о создании дополнительных ресурсов в Фонде национального благосостояния на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов.
На это у нас предусмотрен лимит на предстоящую трехлетку, этот лимит составляет около 2,5 триллионов рублей. Это большие средства – за всю историю существования суверенных фондов в России объем инвестиций в инфраструктурные проекты не превышал триллиона рублей. А мы сейчас говорим о 2,5 триллионах рублей. При этом мы в законопроекте предусмотрели такую фиксированную норму, что этот лимит будет безусловным, несмотря на то, как будет складываться экономическая ситуация. Эти проекты, которые мы отберем – а перечень таких проектов уже подготовлен – будут осуществляться вне зависимости от ценовой конъюнктуры, что минимизирует риски реализации таких проектов.
В то же время нельзя не принимать во внимание и климатическую повестку, которую сегодня реализуют практически все страны – переход к постепенному сокращению потребления углеводородов, особенно угля и нефти. Постепенно будет снижаться мировое потребление углеводородов, и вопрос устойчивости доходной базы федерального бюджета может уже встать к началу 30-х годов, к этому надо готовиться.
В этой связи в целях снижения долгосрочных рисков, связанных с энергопереходом, мы предлагаем минимальный размер ликвидных резервных активов Фонда национального благосостояния довести до уровня 10% ВВП. Это будет содействовать обеспечению долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости. Такое поручение дал Президент Российской Федерации, соответствующее законодательное предложение мы внесем.
Таким образом, сегодняшнюю благоприятную конъюнктуру необходимо разумно использовать, с одной стороны, без ущерба для устойчивости всей бюджетной конструкции, а с другой стороны, необходимо подкрепить наш инвестиционный импульс, с тем чтобы вместе с частными деньгами средства Фонда национального благосостояния сыграли на позитив нашей экономики.
На фоне хороших показателей роста мы наблюдаем и повышенный инфляционный фон. В значительной степени он связан с внешними факторами: реализация стимулирующих пакетов в развитых странах, несоразмерных возможностям восстановления деловой активности, транслировалась в рост инфляции в мире, в первую очередь на сырьевые товары, на потребительские товары. Мы это все тоже чувствуем, и безусловно, ускорение инфляции сказывается наиболее болезненно на наименее защищенных гражданах с низким уровнем дохода. Речь идет о ценах на продовольственные товары и товары массового спроса.
В этой связи Правительство отреагировало, мы ввели определенные внешнеторговые меры, с одной стороны. С другой стороны, были предоставлены единовременные выплаты гражданам, которые нуждаются в государственной поддержке. Таким образом, тот прирост ненефтегазовых доходов федерального бюджета, который связан с временными факторами, был направлен на поддержку наиболее уязвимых граждан в период всплеска инфляции.
Помимо внешних причин ускорения инфляции есть, конечно, и внутренние, поэтому в законопроекте о бюджете мы предусмотрели нормализацию бюджета, которая совместно с нормализацией денежно-кредитной политики будет содействовать стабилизации инфляционных ожиданий и возвращению инфляции к целевому ориентиру – около 4% ежегодно. Такая нормализация бюджетной политики подразумевает возврат с 2022 года к обычным параметрам бюджетных правил, то есть направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов, рассчитанных при базовой цене на нефть. В следующем году она составит 43,3 доллара за баррель. И ограничение структурного первичного дефицита в размере 0,5% ВВП. Такую политику мы заложили в следующую трехлетку.
Теперь о задачах бюджетной политики. Главная цель и приоритет – это содействовать достижению национальных целей развития. В этих целях проведена концентрация финансовых ресурсов на приоритетных программах и инструментах. Что имеется в виду?
В первую очередь, на все задачи в рамках нацпроектов и тех задач, которые поставил Президент в Посланиях, предусмотрено финансирование в полном объеме. У нас объемы ассигнований предусмотрены со значительным ростом ежегодно на эти цели, и хочу сказать, что если в 2020 году на цели нацпроектов и Послания 2020 года предусматривалось 2,4 триллиона рублей, то в 2024 году эта цифра составит 4,1 триллиона рублей. То есть большой рост по годам, постепенный рост.
Во-вторых, предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на достижение, на цели в рамках стратегических инициатив Правительства. Правительство приняло 42 инициативы, и на эти цели в бюджете учтены ассигнования в объеме около 1 триллиона рублей, из которых чуть больше 500 миллиардов – дополнительные средства. Речь идет о временном промежутке с 2021-го по 2024 год. Всего на стратегические инициативы будут направлены средства в объеме 270 миллиардов рублей – на социальную сферу, на экологию – 119 миллиардов рублей, цифровую трансформацию – 120 миллиардов рублей, технологический рывок – 330 миллиардов рублей и так далее.
В целом на реализацию поручений Президента и Правительства в бюджете учтено около 5 триллионов рублей дополнительных бюджетных ассигнований. Здесь включаются и задачи в области оборонной безопасности, правоохраны, повышения денежного довольствия, создания мобилизационного резерва, увеличения численности контрактников и так далее. То есть здесь и силовая составляющая, и экономическая, и социальная.
При этом выделение финансовых ресурсов далеко не всегда является залогом успеха, и мы прекрасно понимаем, что важно выстроить систему целей и систему использования ресурсов, которые должны обеспечивать эти цели. Этому как раз будет способствовать обновленный институт госпрограмм. Мы, начиная со следующего года, запускаем реализацию программ на новой основе. Нас много критиковали в прошлые годы за то, что госпрограммы не являются тем инструментом, который обеспечивает реализацию задач государственной политики. И вот со следующего года государственные программы, так же как и национальные проекты, будут реализовываться с использованием принципов целеполагания на национальные цели, уже произведено, разделение государственных программ финансирования на проектные и процессные задачи. Будет внедрен принцип проектного управления с повышением управленческой гибкости, такой же, как в национальных проектах, а также будет обеспечен цифровой формат взаимодействия и контроля на каждой стадии реализации государственной программы. Мы получили хороший опыт по реализации таких же проектных принципов на базе национальных проектов, и теперь запускаем государственные программы по этим же технологиям.
Остановлюсь на мероприятиях, на которые предусмотрены ресурсы в бюджете для достижения национальных целей.
Первая наццель – это «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Здесь предусмотрено два национальных проекта – «Демография» и «Здравоохранение». Также эти проекты усилены мерами Посланий Президента. Что предусмотрено? Буду говорить о ресурсах, которые учтены сразу в трехлетнем бюджете. Итак, более 2 триллионов рублей предусмотрено на адресную поддержку более 5 миллионов семей с детьми в целях снижения бедности. Именно это наш приоритет, и мы упор делали именно на этой категории людей. В первую очередь, на наш взгляд, необходима помощь семьям с детьми. Так что это такое? Адресное пособие на детей до 8 лет. Выплата одиноким родителям с детьми от 8 до 17 лет. Выплаты беременным женщинам. На все это будет потрачены соответствующие ресурсы, и в полном объеме они обеспечены деньгами в бюджете. Кроме того, важно, что результативность и охват адресных мер по снижению бедности будет расширяться в результате развития цифровой платформы «Социальное казначейство». Что это такое? «Социальное казначейство» позволит облегчить получение социальных выплат и социальных льгот, позволит в автоматическом режиме получать нуждающимся семьям те меры социальной поддержки, которые определило государство. Поэтому «Социальное казначейство» – это новый шаг вперед по пути к более адресному и справедливому распределению тех ресурсов, которые предусмотрены на поддержку нуждающихся граждан.
Почти 80 миллиардов рублей будет направлено на поддержку малоимущих граждан, это около одного миллиона человек. Речь идет о программе «Социального контракта», в которой граждане могут реализовать свой потенциал и создать устойчивый источник доходов. То есть государство будет помогать организовывать свою деятельность тем гражданам, которые сегодня еще не смогли либо открыть свой бизнес, либо найти свою работу.
Около 1,6 триллиона рублей будет направлено на предоставление материнского капитала в целях рождаемости. Размер материнского капитала будет проиндексирован к 2024 году, его размер составит почти 550 тысяч рублей на первого родившегося, и почти 720 тысяч рублей на второго и последующих детей. Более 260 миллиардов рублей будет направлено на программу улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. Это включает субсидирование процентной ставки по ипотеке для всех семей с новорожденными детьми после 2018 года рождения. А также единовременные выплаты - это 450 тысяч рублей многодетным семьям с тремя и более детьми на частичное погашение ипотеки. Все это тоже обеспечено деньгами.
Около 270 миллиардов рублей пойдет на программу «Первичное звено для каждого». Это не только строительство 5000 и ремонт 2700 медицинских организаций для повышения физической доступности первичного звена здравоохранения, но и новая система организации медицинской помощи с персонализированными подходами к пациентам, упрощением получения помощи, с сокращением сроков постановки диагноза. Почти 800 миллиардов рублей предусмотрено на лекарственное обеспечение отдельной категории граждан, в том числе, 250 миллиардов рублей на лечение угрожающих жизни заболеваний у детей. Все это обеспечено непосредственными ресурсами.
Вторая национальная цель. Речь идет о самореализации и развитии талантов. Так она называется. И для этого реализуются нацпроекты – «Образование», «Наука и университеты», «Культура», а также мероприятия государственных программ. Что будет предусмотрено и что учтено в бюджете для реализации этой национальной цели? Первое – «Строительство и капитальный ремонт школ». К 2024 году будут построены дополнительные школы, около 1300 школ. А также 4,5 тысячи школ будет отремонтировано. На это предусмотрено более 500 миллиардов рублей до 2024 года. 260 миллиардов рублей будут выплачены 900 тысячам классных руководителей школ и организаций СПО. Предусмотрено более 180 миллиардов рублей на обеспечение семи миллионов школьников младших классов горячим питанием.
Новацией следующего года является поддержка высшего образования. Около 60 миллиардов рублей будет направлено в предстоящей трехлетке на создание восьми кампусов вузов мирового уровня, и почти 40 миллиардов рублей будет предусмотрено на формирование передовых инженерных школ. Кроме того, будет профинансировано создание 45 тысяч новых бюджетных мест в вузах, продолжится финансирование мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных организаций и развитию соответствующего кадрового потенциала научных исследований. Все это направлено на вхождение нашей страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и объему научных исследований и разработок.
Третья национальная цель – это «комфортная и безопасная среда для жизни». Здесь предусмотрена реализация нескольких национальных проектов: это «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На реализацию всех ипотечных программ - речь идет об общей ипотеке, ипотеке семьям с детьми, сельская ипотека, Дальневосточная ипотека, нацеленных на повышение доступности жилья, будет направлено 450 миллиардов рублей на предстоящую трехлетку.
Значительные средства будут направлены на ликвидацию аварийного жилого фонда – в бюджете предусмотрено около 200 миллиардов рублей. Это включает как завершение программы расселения признанного до 2017 года аварийного жилья (около 500 тысяч граждан), так и запуск программы расселения нового аварийного жилья на новых принципах.
Более 1,8 триллиона рублей заложено на модернизацию транспортной инфраструктуры. В рамках нацпроектов по развитию магистральной инфраструктуры и безопасным качественным дорогам, это касается и внутригородской инфраструктуры, на все эти цели предусмотрено необходимое финансирование.
Нельзя также не остановиться и на экологических вопросах. Это направление также учтено в проекте бюджета. 340 миллиардов рублей будет направлено на вопросы экологии. Здесь в первую очередь предусмотрена реализация стратегических инициатив Правительства и будут реализованы такие задачи, как чистая энергетика, новая атомная энергетика, электромобиль и водородный автомобиль. Здесь также будет предусмотрен и целый ряд решений по реализации климатической повестки, которая сформулирована Правительством Российской Федерации.
Следующая, четвертая, национальная цель – это «эффективный труд и успешное предпринимательство». Два нацпроекта реализуют эту задачу: «Международная кооперация и экспорт» и поддержка малого и среднего предпринимательства. Все понимаем, что устойчивый экономический рост – это важнейшее условие повышения качества жизни граждан. И для ускорения темпов экономики необходимо увеличивать инвестиции в уставной капитал, поднимать уровень занятости, укреплять конкурентоспособность наших предприятий.
И для достижения этой цели разработаны системные меры. В первую очередь речь идет о новых налоговых инвестиционных льготах. Здесь предусмотрены такие меры, как закрепление специальными обязательствами по инвестированию, в случае если мы предоставляем новые инвестиционные льготы. То есть что теперь происходит. Если предоставляется новая инвестиционная льгота, она закрепляется специальным соглашением с предпринимателями об объеме инвестирования и об объеме созданных новых рабочих мест, это принципиально важно. Именно через такой инструмент мы будем контролировать и обеспечивать эффект от предоставления налоговых преференций. Считаем, что это принципиально важная новация.
Будем развивать также льготное налогообложение в специальных административных районах, с тем чтобы повысить их привлекательность для инвесторов, с тем чтобы вернуть те капиталы, которые ранее были выведены из нашей страны.
Начиная со следующего года, мы активизируем инвестирование в предоставлении инфраструктурных государственных гарантий – тоже новация. Мы предусмотрели такой инструмент на 2022-2023 год. Речь идет о том, что мы готовы поставить на 50% гарантийное плечо в случае реализации предпринимателями инвестиционных проектов и необходимости поддержки со стороны финансового обеспечения. Государство будет предоставлять такие государственные гарантии. И мы надеемся, что совместно с повышением эффективности работы институтов развития, это сыграет существенную роль по повышению инвестиционной активности.
Если говорить о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства, то мы продолжим реализацию программы льготного кредитования, что особенно важно, в том числе и в нынешних условиях, когда сохраняется сложная эпидемиологическая ситуация, малые компании особенно чувствительны к такому роду ограничений. И в этой связи все меры поддержки МСП продолжатся и будут наращиваться.
Для небольших компаний будут модернизированы условия работы, которые должны стать более комфортными и современными. В частности, планируется развивать цифровые инструменты, механизмы адресного подбора мер поддержки и адресного предоставления таких мер. Будут создаваться промышленные техно- и агропарки. Для развития предпринимательства мы предусмотрели еще поддержку и самозанятых, в том числе и через программу предоставления трехлетних микрозаймов в размере до одного миллиона рублей по льготной ставке до 1,5 от ключевой ставки Центрального банка.
Хочу сказать, что на опережающее развитие отраслей экономики в законопроекте предусмотрено более 500 миллиардов рублей. Это туризм, внутренний туризм. Мы приняли соответствующую программу, и на эту цель будет предусмотрено около 130 миллиардов рублей. Здесь и создание инфраструктуры для развития туристической деятельности, и стимулирование и создание необходимых объектов в точках притяжения туристов, которые определены для создания там туристических кластеров.
Также будут предусмотрены дополнительные ресурсы по созданию линейки новых гражданских самолетов - это около 130 миллиардов рублей. Вместе с компанией «Ростех» мы будем создавать меры по стимулированию разработки и спроса на новые российские гражданские самолеты. Это один из главных приоритетов, который поставил нам Президент в качестве промышленной политики, и мы предусмотрели необходимое финансирование.
Также будут предусмотрены необходимые ресурсы на развитие электронной и радиоэлектронной промышленности, где мы видим сейчас происходит значительная модернизация, значительные новые инвестиции, видим большое внимание со стороны государства в развитии именно этого прорывного сектора экономики.
Пятая цель – это цифровая трансформация. Реализуется национальный проект «Цифровая экономика». До конца 2022 года к сети интернет будет подключено более 80 тысяч социально значимых организаций. Здесь и ФАПы, и школы, организации культуры и так далее. В малых населенных пунктах от 100 до 500 человек будет предоставлен доступ к интернету. На эти цели в 2022-24 годах будет направлено более 35 миллиардов рублей. Также будет создана система финансирования цифровых технологий, которая позволит через гранты, через льготное кредитование стимулировать развитие именно этого сектора экономики, который нам необходим. Задача, чтобы к 2024 году оформление справок, социальных льгот, пособий – все перешло в режим онлайн, то есть было просто, понятно и без всяких очередей. Все необходимые меры поддержки или необходимые справки граждане будут получать в режиме онлайн. И в бюджете предусмотрено на цифру около 600 миллиардов рублей, значительные объемы ресурсов здесь учтены.
Налоговая политика. Мы будем проводить меры по стимулированию налоговой политики для того, чтобы предприниматели имели возможность вкладывать свои свободные средства в развитие новых производств, в новые рабочие места. Мы здесь продолжим систему и инвестиционных налоговых вычетов, и стимулирование субъектов Российской Федерации продолжится. Для тех регионов, которые будут представлять инвестиционные налоговые вычеты, в бюджете предусмотрены ресурсы для субсидирования и стимулирования.
Что будет предусмотрено в качестве налоговых новаций? Будет продолжено развитие национальной системы прослеживаемости товаров. У нас будет расширенный эксперимент, больше количество товарных групп, которые будут участвовать в системе прослеживаемости. Речь идет о развитии также и налогового, и теперь внедрения таможенного мониторинга. Чтобы налоговые и таможенные органы не выходили с проверками как камеральными, так и выездными. В случае доступности в режиме онлайн бухгалтерской отчетности, такие предприятия не будут подвергаться проверкам со стороны контролирующих органов.
Мы предусматриваем меры по снижению административной нагрузки. Запускается новый налоговый режим УСН-онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до пяти человек. Этот режим аналогичен тому, который применяется сегодня для самозанятых.
Далее важный вопрос – это, конечно, налогообложение ресурсной ренты. Мы все прекрасно знаем, что у нас непростые были переговоры с предприятиями горно-металлургического комплекса. Мы пришли к единой позиции, приняли и подготовили соответствующее законодательное решение о том, чтобы более справедливо распределять природную ренту между недропользователями и гражданами.
Что сегодня происходит? Сегодня в условиях более высоких цен на мировом рынке предприятия горно-металлургической отрасли имеют повышенный уровень рентной доходности. Если в прошлые годы уровень рентного дохода таких предприятий составлял всего 7-8% (нефтяной отрасли – это 70-80, в 10 раз больше), то мы сейчас предложили увеличить вдвое перераспределение через налоговую систему вот этого рентного дохода, с тем чтобы эти деньги пошли на реализацию приоритетных проектов и на социальную поддержку граждан. В целом, дополнительные доходы бюджетной системы от указанных изменений составят около 140 миллиардов рублей с учетом уменьшения поступлений налога на прибыль. При этом на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации это не будет влиять. Мы соответствующим образом настроили нормативы распределения дополнительных поступлений между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации таким образом, чтобы субъекты получили в полном объеме компенсацию от выпадающих доходов по налогам на прибыль. Мы будем мониторить эту ситуацию.
Теперь о межбюджетных отношениях. Это важнейшая часть нашей бюджетной политики. Мы много обсуждали с регионами в последнее время вопросы межбюджетных отношений. Достаточно или недостаточно финансовых ресурсов для решения региональных задач? Были серьезные дискуссии. Если кратко, то мы в ближайшую трехлетку не планируем принципиально менять разграничение полномочий или изменять зачисление от доходных источников бюджета между уровнями бюджетной системы.
В последнее время действительно Российская Федерация больше дает межбюджетных трансфертов в виде целевых межбюджетных трансфертов. Плохо или хорошо – тоже у нас длинная дискуссия была. Но через целевые межбюджетные трансферты мы стараемся вовлекать субъекты Российской Федерации именно в федеральную повестку через решение тех или иных задач.
В первую очередь – это национальные проекты, это государственные программы. Вот последняя задача поставлена: ремонт и строительство новых школ. Даем целевой трансферт. Оправдан такой подход? Мы считаем, что на данном этапе он оправдан. Потому что, давая целевой трансферт при определенном участии со стороны субъектов Российской Федерации, мы решаем эту задачу. Если бы мы давали и увеличивали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, или давали нецелевые объемы ресурсов, не факт, что мы получили бы такой точечный результат. А последние годы действительно, участвуя такими целевыми трансфертами, мы видим, что есть эффект. Здесь в первую очередь, конечно, это эффект в области региональных, муниципальных задач. Это и строительство школ, дошкольных учреждений, это и качественная инфраструктура, и дороги региональные. Во многом мы видим хорошие изменения. Поэтому мы считаем, что здесь в ближайшее время нам пока нет необходимости говорить о кардинальных изменениях. Но настраивать межбюджетные отношения надо. И мы предусмотрели соответствующие решения. Они были обсуждены и согласованы с рядом субъектов Российской Федерации.
О чем речь идет? Финансовое обеспечение полномочий регионов. Да, действительно мы предложили ряд вопросов донастройки системы выравнивания, фонд финансовой поддержки. Валентина Ивановна, Вы уже сказали о том, что каждый год этот фонд должен индексироваться на уровень не ниже темпов инфляции. И такой принцип мы заложили. Также мы, для того чтобы стимулировать регионы, наращивающие свой налоговый потенциал, действительно предусмотрели механизм постепенного сокращения выравнивающего фонда, в случае если регион переходит вот эту отсечку, когда он не должен получать дотации на выравнивание. Теперь в течение трех лет он будет плавно сокращать объем поддержки из федерального бюджета. Хорошая мера, с тем чтобы регионы могли постепенно адаптироваться к своему новому статусу.
Кроме того, мы приняли уже в текущем году целый ряд решений, которые дадут результаты в последующие годы. Речь идет о реструктуризации бюджетных кредитов и о рефинансировании дорогих коммерческих кредитов на более дешевые. Экономия составляет где-то 30-35 миллиардов рублей, в целом, на круг только от одного перекредитования коммерческих кредитов бюджетными, даст дополнительный источник для финансирования региональных полномочий.
Второе. Предоставление инфраструктурных кредитов. Действительно новый инструмент заработает в основном в следующую трехлетку – 500 миллиардов рублей. Мы говорим о том, что мы готовы и дальше рассматривать этот ресурс, но сначала нужно использовать то, что у нас сейчас предусмотрено. У нас сейчас уже одобрена из 500 миллиардов половина. На 250 миллиардов рублей одобрено проектов 31 субъекту Российской Федерации. Сейчас 82 региона уже представили свои предложения, они находятся на рассмотрении.
Большие деньги направляются из Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Тоже работа со стороны субъектов Российской Федерации, которая начнется в следующей трехлетке и должна дать эффект. Дополнительные вложения позволят модернизировать, поставить на новые рельсы это направление, и, соответственно, высвободят и регионов ресурсы. И этим всем надо пользоваться.
Какие новые задачи у регионов? Мы уже говорили: это задачи в области среднего образования – ремонт школ и новый образовательный контент. Выделяем из бюджета 68 миллиардов рублей на эти цели ежегодно плюс софинансирование, и мы должны увидеть результат. И регионы должны в это дело быстрее включаться.
Новая инициатива правительства – это спорт, шаговая доступность спортивных площадок для субъектов Российской Федерации. Тоже регионам нужно включаться. Значительные средства будут направлены на опорную сеть дорог, региональных дорог. Мы ежегодно предусмотрели (на ближайшие 2022-2023 годы) около 50 миллиардов рублей на опорную сеть, с тем чтобы региональная сеть дорог была интегрирована с федеральной сетью. Это даст дополнительный синергетический эффект, с точки зрения дорожного хозяйства и доступности перевозок. Это очень хороший проект. Тоже регионам нужно подхватить это и включаться. Я уже не говорю про авиаперевозки для жителей Дальнего Востока. Для местной авиаперевозки тоже предусмотрен ресурс, и так далее.
Достаточно или недостаточно ресурсов в регионах на все эти новые задачи? В целом, мы считаем, что достаточно. Мы видим, что региональные бюджеты исполняются устойчиво. В текущем году дополнительный доход составит около 1,3 триллионов рублей. Федерация имеет дополнительные доходы неплохие, и регионы тоже превысят свои плановые значения. Мы видим профицит бюджетных регионов: около триллиона рублей в настоящий момент; по году ожидаем, что он составит около 200-300 миллиардов рублей. Стабильный долг – 2,6 триллионов рублей или около 26%. Находится он в нормальных пределах и не вызывает беспокойство.
Поэтому какая задача для регионов? Разумно распорядиться вот сегодняшними ресурсными базами, дополнительными доходами. Обеспечить в первую очередь финансирование общенациональных задач, софинансирование тех задач, которые реализуются с помощью федеральных средств; не увеличить сегодня долговую рыночную нагрузку. А также мы считаем необходимым создать дополнительный задел, такой резерв в следующем году на финансирование задач следующего года. Мы в текущем году создали и создаем такой запас для финансирования задач в следующем.
Уважаемые коллеги! Хочу сказать, что представленный проект закона о федеральном бюджете подготовлен исходя из реализации национальных целей развития и решения задач устойчивого развития экономики, на базе которой, собственно, и происходит рост благосостояния наших граждан. Мы считаем, что тот заложенный финансовый стимул и предпринимаемые структурные меры обеспечат решение тех задач, которые поставил Президент в рамках своих Посланий, в рамках указов и рамках национальных целей развития. Все необходимые ресурсы для этого сконцентрированы и учтены в основном финансовом документе страны. Спасибо большое за внимание.
По информации пресс-службы Министерства финансов Российской Федерации