Об исполнении федерального бюджета за 2020 год
20 мая на заседании Правительства РФ рассмотрены бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета за 2020 год и законопроект об утверждении годового отчета.
Предлагаем ознакомиться с соответствующим релизом, размещенным на официальном сайте Минфина России.
В 2020 году реализация бюджетной политики осуществлялась в принципиально новых условиях. Это потребовало концентрации финансовых ресурсов для борьбы с пандемией и ее последствиями, для поддержки граждан и восстановления экономики.
Федеральный бюджет исполнен с дефицитом – 3,8% ВВП (за 2019 г. профицит – 1,8% ВВП), а без учета доходов, поступивших от сделки по приобретению акций ПАО Сбербанк России, дефицит составил бы 4,8% ВВП.
Для его финансирования в значительной мере была расширена программа государственных внутренних заимствований - плановый объем был увеличен более чем в 2 раза (с 2,3 трлн рублей до 5,2 трлн рублей).
Выполнение программы заимствований в полном объеме обеспечило увеличение свободных денежных остатков.
Они будут использованы на финансирование расходов, которые идут сверх уровня структурного первичного дефицита в 0,5% ВВП и сокращение объемов госзаимствований в этом году.
Постепенное снижение заимствований поможет быстрее нормализовать бюджетную политику в части ее влияния на долговые рынки. Безусловно, это положительно скажется на процентных ставках в экономике, что позволит поддержать рост частных инвестиций.
Доходы без учета поступления средств от сделки по приобретению акций ПАО Сбербанк составили 17,7 трлн рублей.
Нефтегазовые доходы снизились на 2,2 трлн. рублей или почти на 30% от первоначального плана (составили 5,2 трлн рублей).
Выбранные инструменты финансовой политики позволили в сложных условиях исполнить все принятые обязательства.
По итогам прошлого года зафиксирован существенный рост расходов федерального бюджета – на четверть (25,3%)по сравнению с 2019 годом.
По темпу роста Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест среди стран G-20, опережая многие европейские страны, а также крупные страны с развивающейся экономикой.
Расходы федерального бюджета на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекциисоставили практически 600 млрд рублей, среди них:
- выплаты и страховые гарантии врачам и медицинским работникам, непосредственно работающим с больными коронавирусом, в общей сумме более 200 млрд рублей;
- создание дополнительных койко-мест, строительство и оснащение больниц и лабораторий в размере почти 100 млрд рублей (из них 68,2 млрд рублей – создание дополнительных койко-мест в субъектах РФ);
- производство и закупка оборудования и продукции для диагностики, профилактики и лечения, СИЗ, лекарственных средств и медицинских изделий – около 60 млрд рублей.
Бюджетные ассигнования на меры социальной поддержки включали:
- единовременные выплаты семьям с детьми – 656 млрд рублей;
- меры поддержки временно безработных граждан – 143 млрд рублей.
Бюджетные расходы, направленные на минимизацию экономических последствий пандемии, были сфокусированы на поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики и субъектов МСП. Ключевые меры:
- грант на выплату заработной платы организациям МСП в пострадавших отраслях в размере 1 МРОТ на одного занятого – 91 млрд рублей.
- кредитная программа поддержки занятости, с льготной ставкой в 2% и последующим списанием задолженности.
Исполнение по расходам составило 95,7% к уточненной росписи (2019 год – 94,2%).
Эффективность управления бюджетными расходами с каждым годом приобретает все большее значение.
В прошлом году созданы дополнительные механизмы, позволяющие обеспечить оперативное перераспределение бюджетных ассигнований для достижения результата.
В части региональных бюджетов 2020 год характеризовался беспрецедентными мерами по поддержке субъектов РФ
как в целевой, так и нецелевой форме.
Общий объем межбюджетных трансфертов увеличился на 55% (+1,3 трлн рублей) до 3,7 трлн. рублей, из них 300 млрд рублей дотаций на сбалансированность были предоставлены регионам в связи со снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов в целях обеспечения бюджетной устойчивости.