Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан и поддержке кредитования экономики
1. Меры по поддержке пострадавших от пандемии компаний и корпоративного кредитования
По мере продолжения периода действия ограничительных мер перечень пострадавших отраслей расширяется. С временным сокращением спроса сталкивается отрасль жилищного строительства. Трудности испытывают заемщики — лизинговые компании, поскольку в их портфелях высокую долю традиционно занимают организации транспорта. На фоне снижения цен активов, которые в том числе выступают обеспечением по кредитам, банки вынуждены формировать дополнительные резервы на возможные потери по ссудам. В связи с этим Банк России принял решение реализовать ряд мер по поддержке корпоративного кредитования:
1.1. Ряд мер, принятых ранее в целях поддержания кредитования организаций пострадавших отраслей, будет распространен на дополнительный перечень отраслей:
- жилищное строительство (при условии, что на 1 марта 2020 года ссуды, предоставленные организациям, осуществляющим жилищное строительство, были классифицированы кредитной организацией в I или II категории качества);
- деятельность автовокзалов и автостанций;
- вспомогательная деятельность, связанная с воздушным транспортом;
- производство и торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами, их ремонт и проведение технического осмотра;
- деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты).
По кредитам организаций данных отраслей, реструктурированным в связи с пандемией, Банк России предоставляет кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества обслуживания долга, сложившуюся по состоянию на 1 марта 2020 года, вне зависимости от оценки финансового положения заемщика. Банк России также дает кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, в случае если ухудшение финансового положения заемщика произошло после 1 марта 2020 года и обусловлено распространением пандемии.
1.2. Банк России дает кредитным организациям право не ухудшать качество обслуживания долга по ссудам I и II категорий качества по состоянию на 1 марта 2020 года, предоставленным лизинговым компаниям, которые были реструктурированы по причине того, что лизинговые компании не могут осуществлять своевременные платежи в силу реструктуризации лизинговых платежей их клиентов, финансовое положение которых ухудшилось в результате распространения пандемии.
1.3. Банк России предоставляет кредитным организациям возможность до 30 сентября 2020 года для находящегося на балансе имущества, а также для целей расчета резервов на возможные потери по ссудам, в случае если обеспечение относится к I и II категориям качества, использовать оценку стоимости, осуществленную по состоянию на 1 января 2020 года.
1.4. Банк России вносит изменения в подход к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов с целью ускоренного внедрения в России положений «Базеля III» для банков, получивших разрешение на применение этого подхода в целях расчета достаточности капитала. Эти изменения в целом позволят выровнять условия конкуренции с банками, работающими по стандартизированному подходу «Базеля III», и высвободить капитал, необходимый для поддержания объемов кредитования реального сектора экономики.
Банк России рекомендует финансовым организациям взвешенно подходить к выплате дивидендов, исходя из необходимости обеспечить свою полноценную деятельность как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Для большей определенности в отношении масштабов потерь финансовых организаций Банк России рекомендует перенести решения о выплате дивидендов за 2019 год на август—сентябрь 2020 года.
2. Меры по поддержке дистанционного обслуживания клиентов
В условиях развития пандемии очень важно, чтобы финансовые сделки проводились преимущественно дистанционно. Это позволит клиентам не посещать офисы, а кредитным организациям не выводить на работу большое количество сотрудников. Некоторые операции, в частности открытие счета, в настоящее время требуют личного присутствия физического лица. Данное требование может быть смягчено, если целью открытия счета является проведение социально значимых платежей (перечисление алиментов, пенсий, стипендий и т.д.).
Кроме того, в текущих условиях заключение сделок с недвижимостью, в том числе с помощью ипотеки, затруднено, в результате чего граждане часто вынуждены откладывать решение своих жилищных вопросов. Это также негативно влияет на динамику жилищного строительства. При этом ряд находящихся в работе сделок не могут быть завершены, поскольку для заключения сделки ипотечного кредитования требуется присутствие заемщика в офисе для проведения идентификации клиента.
В текущей ситуации кредитным организациям целесообразно смягчить ряд подходов в части идентификации клиентов в целях организации дистанционной работы, в том числе по предоставлению ипотеки. Для поддержания ипотечного кредитования за счет удаленного оформления ипотечных сделок Банк России принял следующие решения:
- На период до 1 июля 2020 года применять в отношении кредитных организаций меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», за допущенные кредитными организациями нарушения требований абзаца третьего пункта 5 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части запрета открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, только в случае выявления Банком России фактов открытия кредитными организациями таких счетов на основе недостоверных идентификационных сведений.
- Рекомендовать кредитным организациям в случае если у клиента имеется действительный квалифицированный сертификат, выданный действующим на момент выдачи аккредитованным удостоверяющим центром, повторно не оформлять клиенту квалифицированный сертификат у обслуживающего банка.
3. Меры по поддержке страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
В целях предоставления страховым организациям и НПФ возможности управлять своими активами в период повышенной волатильности, а также для расширения возможностей нефинансовых компаний по привлечению финансирования Банк России принял следующие меры:
3.1. До 30 сентября 2020 года не принимать меры воздействия за нарушение страховыми организациями требования максимальной доли корпоративных ценных бумаг в активах1, в которые инвестируются страховые резервы, и в активах, в которые инвестируются собственные средства страховщика.
3.2. Помимо возможности не переоценивать стоимость ценных бумаг по справедливой стоимости, предоставить НПФ возможность при проведении стресс-тестирования не переоценивать по справедливой стоимости активы, приобретенные до 1 марта 2020 года, а соответствующие активы, приобретенные в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года, отражать по справедливой стоимости на дату приобретения. При стресс-тестировании НПФ рекомендовано использовать сценарий, опубликованный Банком России 30 сентября 2019 года.
4. Меры по защите прав заемщиков и поддержанию устойчивого функционирования микрофинансовых институтов (МФИ)
В целях защиты прав заемщиков и снижения нагрузки на МФИ Банк России принял решение на период развития эпидемии:
4.1. Рекомендовать МФИ ограничить личное взаимодействие с заемщиками, в том числе при взыскании просроченной задолженности, а также бумажный документооборот и использование наличных денег.
4.2. Рекомендовать жилищным накопительным кооперативам проводить общие собрания удаленно или в форме заочного голосования.
4.3. Перенести срок представления отчетности МФИ, которая должна быть представлена в период с 30 марта по 5 мая 2020 года, до 15 мая 2020 года включительно.
4.4. Рекомендовать саморегулируемым организациям учитывать введенные Банком России временные регуляторные и надзорные меры и использовать аналогичный подход в части контрольных функций по отношению к своим членам.
1 Регулирование предусматривает, что доля корпоративных ценных бумаг в активах, в которые инвестируются страховые резервы, а также в активах, в которые инвестируются собственные средства, не должна превышать 45%.
По информации пресс-службы Центрального Банка Российской Федерации