Министерство финансов Чувашской Республики

Эксперты: бюджет-2020 — это большая совместная работа Государственной Думы и Кабинета министров

Государственная Дума приняла во втором основном чтении проект федерального бюджета на 2020 год и предстоящий период 2021–2022 годов

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сообщил, что «в целом принятыми поправками предлагается перераспределить 750,5 млрд рублей: 293,5 млрд в 2020 году; 235,6 млрд рублей в 2021 году и 221,4 млрд рублей в 2022 году».

Он напомнил, что «еще до первого чтения бюджета Государственная Дума сформулировала приоритеты в работе над проектом закона. Это повышение эффективности расходования бюджетного рубля, сокращение разрыва в финансовой обеспеченности регионов, создание условий для реализации инвестпроектов на местах и развитие сельских территорий».

Поэтому ключевые поправки, по словам Председателя ГД, касаются именно поддержки регионов.

В частности, принята поправка, согласно которой в 2020–2024 годах субъекты РФ должны будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам с условием, что высвободившиеся средства они направят на реализацию инвестиционных проектов на своих территориях. То есть регион вместо того, чтобы отдавать деньги на погашение долга, сможет вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, подвести воду, газ, электроэнергию к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям, которые, в свою очередь, дадут новые рабочие места и повысят уровень жизни людей.

По оценкам экспертов, сумма высвободившихся в следующие пять лет средств, которые регионы смогут направить на реализацию инвестпроектов, составит более 440 млрд рублей. При этом Вячеслав Володин добавил, что «в соответствии с поправкой регионы также получат возможность списания части долга в объеме роста поступлений федеральных налогов в результате реализации инвестпроектов».

Нужно также отметить, что в этом году впервые уже ко второму чтению бюджета распределено 94% межбюджетных трансфертов на 2020 год – 203 из 217 (на 2020 год общая сумма межбюджетных трансфертов составляет 2,5 триллиона рублей). Теперь регионы смогут не откладывая начать формирование своих бюджетов. Прежде, по словам Председателя ГД, такое распределение происходило не раньше начала следующего года. В общем прошедший второе чтение законопроект можно назвать бюджетом поддержки регионального экономического роста. 

«Мы выходим на решение, которое будем обсуждать при рассмотрении бюджета на 2020–2022 годы во втором чтении, где предложим постановление — в случае роста ненефтегазовых доходов часть средств направить на увеличение финансирования программы комплексного развития сельских территорий», отметил Вячеслав Володин.

Эксперты обращают внимание на большую совместную работу Государственной Думы и Кабинета министров. По результатам обсуждений в отраслевых комитетах ГД и с министерствами было учтено около 400 поправок от различных субъектов права законодательной инициативы, которыми в сумме перераспределяются около 742 млрд рублей по сравнению с первоначальными предложениями Кабмина. В частности, Правительство услышало предложения депутатов по поддержке регионов. Такой подход может решить поставленную Президентом задачу по ускорению роста экономики до темпов выше среднемировых и обеспечить реализацию национальных проектов, уверен Вячеслав Володин.

Председатель ГД отметил, что «поправками ко второму чтению решается ряд конкретных вопросов, улучшающих качество жизни людей».

По мнению ряда аналитиков, речь идет о формировании социально ориентированного бюджета бесперебойной реализации нацпроектов в «предвыборном» 2020 году. 

Впрочем, заместитель директора «Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин предлагает не сосредотачиваться на теме выборов: «Я думаю, что главный вопрос в бюджете – сможет ли он обеспечить основу для ощутимого экономического роста. Там есть национальные проекты, есть и другие статьи расходов, но главное — это уровень администрирования, даже не распределение по статьям (хотя это тоже важно). Ключевая сейчас проблема, что деньги есть, а тратить их сложно, потому что возникает вопрос управленческих компетенций. Как их израсходовать, чтобы обеспечить а) целесообразность, б) антикоррупционность, в) и действительно обеспечить экономический рост.

Факт в том, что люди ощущают экономический рост, когда он превышает 3%. Сейчас мы не можем достигнуть таких показателей. Главная интрига этого бюджета — удастся ли те деньги, которые распределены в нем, израсходовать таким образом, чтобы реализовывать программы, нацеленные на экономический рост. Об этом говорят и в Минфине, и в Счетной палате. 

Я думаю, что этот момент от депутатов не зависит. Они сделали, что было в их компетенции, вместе с Минфином распределили деньги, ну а теперь задача за исполнителями».

Политолог Дмитрий Фетисов, со своей стороны, подчеркивает, что депутаты провели долгую и кропотливую работу, уложившись в жесткие параметры без потери качества: «Бюджет социально ориентированный. В нем, что было очевидно и по первому чтению, и по сегодняшним поправкам, уделено большое внимание тем направлениям, которые озвучивает Президент Федеральному Собранию в последние два года — поддержка малоимущих семей, поддержка материнства, поддержка социально незащищенных групп граждан.

Говорить, что бюджет какой‑то принципиально новый, по сравнению с предыдущими годами, что в нем что‑то изменилось, я бы не стал. Но это один из самых сбалансированных бюджетов за последние лет десять. Потому что та цена на нефть, которая заложена, гораздо ниже рыночной, в случае потрясений на рынке, можно будет говорить о том, что бюджет будет исполняться.

Я не готов называть его предвыборным или транзитным, потому что еще будут серьезные корректировки. Это определение здесь не подойдет, это больше политический момент. Вместе с тем представляется важным добиться реализации пожелания Президента, чтобы люди ощутили изменения на местах.

Мы увидели, что подходы к бюджету были совсем другие, непосредственно подходы по распределению денег по регионам. То, что всегда стоит особо остро. Кроме того, в этот раз внимание уделено распределению средств с учетом нацпроектов.

Теоретически, на бумаге, это должно стать серьезной поддержкой регионов, а как это будет реализовываться — вопрос больше не к депутатам, а к Правительству, федеральной администрации. В общем, посмотрим на практике».

Источник: politanalitika.ru



20 ноября 2019
11:54
Поделиться