Министерство финансов Чувашской Республики

Взаимодействие с коллекторами - только в рамках Закона

Взаимодействие с коллекторами - только в рамках Закона

Закон о коллекторах, вступивший в силу в прошлом году, существенно осложнил деятельность «вышибал». Правда, кое-кто придумал пути, как обойти установленные государством ограничения.

По установленным правилам кредитор или лицо, действующее в его интересах, могут звонить должнику в рабочие дни лишь с 8 до 22 часов, а в выходные и вовсе с 9-ти до 20-ти, причем не более 1 раза в сутки и не чаще 2 раз в неделю. Следовательно, в месяц число таких звонков не должно превышать восьми.

Однако ряд финансовых организаций, предоставляя займы, пошли по другому пути – при заключении договора кредита они стали заключать «на будущее» специальные соглашения, якобы позволяющие взыскателям увеличить частоту общения.

Ссылаясь на подобные соглашения, действовало и коллекторское агентство «Финколлект», входящее в группу компаний Eqvanta. Как говорится, «документ на лицо», а потому почему бы не звонить почаще и попозднее…

«История обычная. Заемщики, когда подписывают договоры, особенно с МФО, пишут, что они на все согласны. Им деньги в этот момент нужны. И о том часе, когда придется деньги возвращать, они не думают», – размышляет юрист, эксперт проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения Лола Кириллова.

Впрочем, когда кредит на руках, о клятвах, «подписанных кровью», можно и забыть. Более того, если начались просрочки по погашению займа и начинают «терзать» коллекторы – сам бог велел жаловаться…

Как следствие – многочисленные суды разных инстанций, где «Финколлект» пытался доказать свою правоту, а «пострадавшие» от их действий – свою. Какие-то суды принимали сторону заемщиков, какие-то – коллекторов.

Точку удалось поставить лишь Верховному Суду: рассматривая кассационную жалобу «Финколлекта» на постановления судов нижестоящих инстанций, он пришел к выводу, что претензии к взыскателям являются обоснованными.

«Верховный Суд в своем определении указал, что условия соглашения об иной частоте взаимодействия с должником ущемляют права потребителя, по сравнению с правилами, установленными Федеральным законом. А значит, такие действия незаконны. Следовательно – быть административной ответственности», – говорит госпожа Кириллова, уточняя, что теперь уже «Финколлекту» придется отвечать по части 2 статьи 14.57 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), чересчур настойчивы в своих звонках, сообщениях и визитах были в прошлом году коллекторы Самарской области. В результате местные суды рассмотрели 51 административный протокол, а сами взыскатели заплатили 1,3 млн рублей штрафов.

В Новосибирской области было выявлено 98 аналогичных правонарушений, а сумма штрафов, уплаченных коллекторами, превысила 2,5 млн рублей.

Любой кредитный договор содержит стандартную формулировку: «Стороны подтверждают, что содержание договора им полностью понятны. Договор не заключается под влиянием стечения крайне неблагоприятных для сторон обстоятельств».

Вместе с тем, по мнению госпожи Кирилловой, данные пункты в документе можно запросто удалить, поскольку они на самом деле ничего не значат.

«Ничего “стороны” не подтверждают. И по-прежнему договоры заключают и будут заключать лица, по сути не понимающие полностью содержания документа, – убеждена эксперт. – По всей видимости, нам нужно смириться с тем, что некоторая часть нашего общества просто не в состоянии осознать подобные вещи. И именно для защиты таких людей и существует закон».

По информации "Финансовой газеты"



24 января 2019
11:48
Поделиться