Сбербанк и корпоративная программа лояльности
Президент Сбербанка Герман Греф в рамках прямой линии с сотрудниками банка отметил, что рассчитывать на массовый обмен бонусов программы лояльности Сбербанка «Спасибо» на рубли не стоит. Кешбэк не входит в планы крупнейшего банка, лояльность и так обходится ему слишком дорого - 25 млрд руб. в 2018 году, а сама программа после реинкарнации убыточна. Однако эксперты уверены, что без кешбэка любые траты неэффективны.
В четверг состоялась ежегодная прямая линия главы Сбербанка Германа Грефа с сотрудниками из разных регионов. В рамках нее работники кредитной организации задали господину Грефу вопрос, который беспокоит многих клиентов банка: когда наконец появится нормальный кешбэк (возврат части потраченных средств по карте на счет рублями, а не бонусами, баллами и пр.). В ближайшее время программа лояльности пересматриваться не будет, заявил Герман Греф. «Мы пока не планируем переходить просто на кешбэк, - отметил он. - Программа "Спасибо" для нас имеет сегодня большой убыток, она убыточна. В этом году по программе "Спасибо" мы заплатим больше 25 млрд руб., и это большие средства». «Это не убыток, а сколько мы финансируем, программа лояльности в итоге банку выгодна… но мы на этом не зарабатываем», - поправился Герман Греф.
Учитывая, что, по прогнозам господина Грефа, по итогам года чистая прибыль Сбербанка составит более 800 млрд руб., то 25 млрд руб. сумма не критичная. К тому же большинство конкурентов Сбербанка имеют в своей линейке прямой кешбэк. В ВТБ программа кешбэк (в ней участвуют 4,4 млн клиентов) позволяет возвращать денежные средства в размере до 2,75% за все покупки, а по категориям «авто» или «рестораны» - до 12%. Информацию о расходах в рамках данной программы в ВТБ не раскрывают, но отмечают, что для банка она прибыльна. «Программа лояльности позволяет банку привлекать новых клиентов (в том числе из других финансовых учреждений, где условия по ним менее выгодны) и удерживать действующих», - пояснили в пресс-службе банка. В банке фиксируют увеличение трансакционной активности со стороны ее пользователей до 20%, что для него выражается в дополнительном комиссионном доходе. «Банки заинтересованы в активном использовании своих карт, поэтому готовы делиться частью своего дохода с лояльными клиентами», - отмечает заместитель начальника департамента банковских карт и электронных розничных услуг Газпромбанка (ГПБ) Дмитрий Лепехин. ГПБ в рамках программы лояльности предлагает до 2% кешбэка на любые покупки. Почта-банк начисляет кешбэк в размере 3% зарплатным клиентам и пенсионерам. По словам вице-президента Почта-банка Григория Бабаджаняна, «банки по сути делятся частью своего дохода с держателями карт, иногда привлекая к софинансированию торговые организации, которые готовы платить повышенный кешбэк за увеличение своего торгового оборота и новых клиентов».
По мнению экспертов, увлечение программами лояльности российскими банками связано с двумя причинами. Первая - жесткая конкуренция на рынке банковского пластика. Вторая причина: программы лояльности позволяют относительно небольшим кредитным организациям конкурировать с крупнейшими банками. «Многие программы лояльности слишком запутанны, на изучение их нюансов клиент должен тратить время, - отмечает гендиректор компании "Мани Фани" Александр Шустов. Когда есть возможность получить кешбэк "живыми" деньгами, бонусы становятся неинтересны».
Информация подготовлена на основании материалов издания "КоммерсантЪ"