Мои первые сберкнижки
В магазинах мобильных приложений появились банковские программы для детей. Они впервые объединили в себе несколько функций: возможность вести учет доходов и расходов и делать это с привязкой к банковскому счету. Кроме того, в приложениях теперь есть возможность "ставить цели" и копить на них средства.
По оценкам экспертов, игровая форма сможет эффективно повышать финансовую грамотность ребенка, одновременно делая его уверенным пользователем банковских продуктов. Для самих кредитных организаций это удачный и не самый затратный способ повысить лояльность действующих взрослых клиентов к бренду и создать клиентский задел на будущее.
Особенность программ, в которых дети могут следить за всеми действиями с карманными наличными, в том, что к аккаунту ребенка имеют доступ родители. Как правило, дети до 14 лет могут распоряжаться деньгами через приложение исключительно с согласия родителей, а по достижении этого возраста - опять же с разрешения взрослых - банк может открыть отдельный счет. Для смартфонов и планшетов также выпускают другие виды приложений - своего рода виртуальные дневники, в которых дети ведут записи, когда и откуда появились деньги и на что они были потрачены. В некоторых есть функция накопления. Дети "создают цели" и откладывают деньги.
Новый продукт на рынке банковских приложений пришел в Россию из-за рубежа. В нем приятное соединили с полезным: в виртуальный дневник поступают реальные деньги со счета родителя или ребенка. Там же ведется статистика по аналогии с интернет-банком (сколько и на что потрачено, какая сумма переведена).
У взрослых остается возможность контролировать расходы детей: данные из детского приложения отражаются в аккаунте мамы или папы.
За рубежом борьба за развитие финансового образования дошла до открытия целых отделений банков в образовательных учреждениях. Цель подобных проектов все та же - обучить использованию банковских продуктов через практику. Такой опыт есть у Индии, Египта, Мексики, Нигерии, Шри-Ланки и других. Законодательно местные власти сразу устанавливают требования к банку, чтобы его услуги были безопасны для ребенка (лимиты на снятие наличных, безопасный доступ к счету, контроль над ним родителей и так далее).
По данным Международного фонда развития в области финансов для детей и молодежи (Child and Youth Finance International), в этом году в проекте участвуют Румыния, Молдавия, Кот-д Ивуар, Македония и Уганда. В большинстве обучающих программ предусмотрена установка мобильных приложений, схожих с вышедшими на российский рынок. Для детей они предусматривают налоговые льготы, и за счет них школьный банк предлагает по депозитам более привлекательные ставки, чем в случае со взрослым населением.
"Понятно, что они (банки. - Прим. ред.) на этом не зарабатывают пока, - рассказывает директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка. - В отделении школы либо на постоянной основе, либо, условно, раз в неделю работает отделение школьного банка. Ребенок может сам открыть счет, класть на него денежку, управлять ею. Там же он может получить консультацию или взять памятку, как управлять средствами. Рынку это интересно с точки зрения развития бизнеса, потому что все равно рано или поздно дети вырастут в клиентов, а обществу это полезно, потому что те, кто заинтересован в развитии финансовой грамотности, вкладывает в новое поколение, чтобы оно было финансово сознательным".
Опыт работы швейцарского IG Bank с детскими продуктами показывает, что 65 процентов взрослых клиентов приходят из сегмента тех, кто ранее имел дело с использованием детских финансовых продуктов в конкретном банке. Более того, 80 процентов родителей юных пользователей открывают там же счет, и это большой улов, замечает Евгения Блискавка.
Например, организация школьного банка в Бангладеш для детей в возрасте от шести до 18 лет привела к открытию более 800 тысяч счетов, из которых 325 тысяч были заведены в сельской местности. Это одновременно поднимает уровень проникновения банковских услуг в отдаленные территории. Дети разместили на этих счетах совокупно более ста миллиардов долларов сбережений. С экономической точки зрения интересен опыт Уганды и Нигерии, говорит Евгения Блискавка. Там при открытии отделения школа еще и получает плату от банка, которую затем использует для покрытия счетов за электроэнергию.
Авторы: Александра ВОЗДВИЖЕНСКАЯ, Глеб СОТНИКОВ