Взвешенно и эффективно
В последнее время СМИ часто сообщают, что в связи с сокращением расходов федерального бюджета регионам все тяжелее находить деньги на выполнение своих обязательств и многие из них начинают наращивать долги. А как обстоят дела с государственным долгом у нас в Чувашии?
Андрей Майоров, Чебоксары.
Как сообщили в Минфине республики, уровень государственного долга Чувашии на 1 ноября составлял 8424,1 млн. рублей. По сравнению с началом года он снизился на 14,28%. Необходимо отметить, что в ПФО всего три региона снизили свои кредитные обязательства: Саратовская область (снижение на 2,26%), республика Мордовия (на 6,09%), и наша республика с максимальным темпом снижения.
Но рассматривать экономические показатели правильнее не в абсолютном значении, а в сравнении, говорят в Минфине. И советуют обратить внимание на такой значимый показатель, как отношение государственного долга к объему собственных доходов. Он входил в систему оценок рейтинга эффективности работы региональных органов исполнительной власти в 2013 году, по которому Чувашия заняла 14 место и получила грант в размере 165 млн. рублей.
В этом году наша республика также демонстрирует положительную тенденцию: по состоянию на 1 ноября отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам составляет 39,2%. Чувашия занимает 4 место среди регионов ПФО, доля государственного долга ниже только в Самарской области, республике Башкортостан и в Пермском крае.
Это хороший задел для успешного вхождения в 2015 год, учитывая, что Чувашия один из немногих регионов, где уровень государственного долга снижается, а не повышается, несмотря на непростую ситуацию в финансово-экономической сфере страны.
С другой стороны, политика, при которой регион сокращает государственный долг в ущерб реальному сектору экономики, в долгосрочной перспективе приводит к падению инвестиционной привлекательности региона. Поэтому правительства регионов оказывают и прямую поддержку предпринимательству - это, к примеру, субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на расширение производства, гранты и т.д., и косвенную – посредством налоговых льгот.
Прямая поддержка реального сектора экономики (бюджетное финансирование жилищного строительства, сельского хозяйства, дорожного хозяйства и др.) из бюджета в 2014 году оценивается на уровне 10 млрд. рублей. Рост расходов к уровню 2010 года составляет 3 млрд. 471,7 млн. рублей, или 53,2%. Сумма предоставленных налоговых льгот в 2014 году оценивается на уровне 672,6 млн. рублей, в 2013 года - 657,1 млн. рублей.
Таким образом, правительством нашей республики проводится взвешенная и эффективная политика по управлению государственным долгом, подводят итог в Минфине.