Кредиты на дефицит ("Ведомости")
Бюджет Татарстана недобирает доходов, его дефицит увеличен вдвое. Недостачу республиканские власти планируют компенсировать кредитами из федеральной казны
Госсовет Татарстана одобрил вчера изменения в бюджет республики на 2014 г. Дефицит вырос вдвое: с 11,9 млрд до 23,5 млрд руб. Это вторая корректировка, в первый раз изменения вносились 9 июня. А первоначально — в ноябре прошлого года — бюджет был принят с дефицитом в 9,6 млрд руб.
Доходы бюджета увеличены более чем на 9% до 164,9 млрд руб., расходы — на 15% до 188,4 млрд руб.
Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин сообщил депутатам о других рисках, помимо растущего дефицита казны. Минфин не исключает снижения поступлений по отдельным бюджетообразующим налогам: в частности, все больше предприятий снижают платежи по налогу на прибыль. Гайзатуллин сообщил о недоборе по акцизам на нефтепродукты (примерно 2,1 млрд руб.), но одновременно успокоил: эта недоимка компенсируется ростом акцизных платежей на пиво и крепкий алкоголь. Поступления налога на доходы физических лиц составили за девять месяцев 37,9 млрд руб., по НДФЛ в бюджете заложено +10% к прошлогодним сборам. Однако, признался глава минфина, «динамика поступлений по НДФЛ двукратно замедлилась до 6% по сравнению с 13% в прошлом году».
Гайзатуллин отметил, что, хотя фактически размер бюджетного дефицита по отношению к госдолгу превысил предельную планку в 15%, предусмотренную Бюджетным кодексом для субъектов Федерации, «есть статья, по которой до 2017 г. по кредитам из федерального бюджета превышение разрешается».
В 2013 г. фактические поступления из федерального бюджета в 3,3 раза (более чем на 25 млрд руб.) превысили первоначально утвержденный показатель, в текущем году — в 2,1 раза, сказано в пресс-релизе госсовета со ссылкой на зампреда Счетной палаты республики Альберта Валеева.
«У Татарстана не очень большой долг, и вполне естественно, что республика прибегает к заимствованиям для покрытия дефицита и сохранения уровня расходов, в том числе капитальных, на уровне прошлых лет», — говорит аналитик Fitch Ratings Владимир Редькин. Федеральный бюджетный кредит выгоднее, чем банковский или выпуск облигаций, поскольку предоставляется, как правило, по низкой ставке и на среднесрочный период — до 3-5 лет, продолжает он. «Год-два, пока пройдет экономический цикл и экономика пойдет в продуктивную сторону, для Татарстана брать внешние заимствования вполне естественно и нормально», — отмечает эксперт.
Минэкономики республики на 2015 г. прогнозирует снижение общего объема прибыли более чем на 8% до 242 млрд руб. (убыточными являются четверть предприятий республики). Министр экономики Артем Здунов сообщил, что проект бюджета на 2014-2015 гг. сверстан исходя из цены на нефть в $100 за баррель в 2015-2017 гг. при курсе доллара в 37-38,8 руб., «которые существенно отличаются от текущих». Он, однако, подчеркнул, что эксперты ведущих финансовых институтов, в том числе международных, считают текущее снижение цены нефти краткосрочным, а минэкономразвития «не видит фундаментальных причин для дальнейшего резкого ослабления курса рубля».
«При курсе рубля 41 за доллар даже $85 за баррель не так трагично для бюджета, поскольку девальвация позволяет увеличить экспортные доходы в рублях», — отметил управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. По его словам, нефть сейчас слишком «перепродана»: до конца года баррель нефти Brent будет стоить выше $90, а в 2015 г., вероятнее всего, будет торговаться «в районе $100».
Здунов сообщил об ожиданиях получить в 2014 г. 1,6 трлн руб. ВРП.
Бюджет Татарстана на следующий год определяется с дефицитом в 5,4 млрд руб., рассказал депутатам Гайзатуллин. По его словам, продолжится влияние решений федерального центра: отмена ранее предусмотренного повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию и пиво (потери могут составить 1,6 млрд руб.); исключение из налогооблагаемой базы вновь вводимого движимого имущества (6,5 млрд руб.) и амортизационной премии (6,6 млрд руб.).
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/785031/kredity-na-deficit#ixzz3J18jjM7e