Министерство финансов Чувашской Республики

О бюджете – республиканском и семейном (Интервью)

В истории новой Чувашии давно не редкость женщина-министр, но ключевое в любом регионе Министерство финансов представительница слабого пола у нас возглавила впервые. «Как вы себя чувствуете в этой роли?» – прежде всего поинтересовался журналист «Советской Чувашии», встретившийся с главным финансистом республики, Светланой Енилиной по случаю 100 дней пребывания в должности.
– Чувствую большой груз ответственности, – призналась Светлана Александровна.

– Ободряет то, что я не единственный министр финансов регионального уровня. Посмотрите, только в Приволжском федеральном округе женщины не первый год возглавляют финансовые ведомства в Ульяновской и Пензенской областях, Башкортостане, у наших ближайших соседей в Марий Эл. И работают, судя по результатам, весьма успешно. Мы общаемся, делимся опытом, что-то друг другу подсказываем, хотя у меня, конечно, стаж работы в этой должности небольшой. Руководствуюсь своим главным принципом: независимо от занимаемой должности к любой работе нужно относиться ответственно.
– А где вам приходится сложнее – в своем кабинете выслушивать местных «ходатаев», обратившихся за финансированием, или в московских приемных доказывать необходимость поддержки республиканских проектов на федеральном уровне?
– На мой взгляд, эти два направления несопоставимы. Но в любом случае психологически всегда нелегко отказывать. У меня это в характере – обязательно помочь человеку, обратившемуся за поддержкой. Особенно тяжело находиться в ситуации, когда ты не можешь помочь с выделением средств для того или иного района родной республики, ограничиваясь жесткими рамками возможностей бюджета. Однако сегодня, как я уже говорила, бюджет сбалансированный, и мы четко отслеживаем ситуацию с потребностями районов. Тем более с нынешнего года бюджет вообще принят в программном формате, следовательно, мы уже обеспечили финансирование целых программ.
Ну а взаимодействие с федеральным министерством – это очень непростая работа, которая ведется планомерно. Недавно мы добились увеличения лимита при уточнении федерального бюджета – на 151 млн. рублей.
Это целевые деньги на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, в частности, ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий. При принятии федерального бюджета на эти цели выделяется лимит каждому субъекту. Определен он был и для Чувашии, но недостаточен для фактического покрытия реальных расходов. Поэтому в марте мы обратились в Минфин России с обоснованием для увеличения. И вот результат.
Хочу отметить, что хорошие, добрые взаимоотношения между министром финансов Российской Федерации и Главой Чувашской Республики в некоторой степени упрощают нашу работу, помогают в решении того или иного вопроса.
– На недавней пресс-конференции, говоря о планируемом размещении республиканских облигаций, вы обмолвились, что существует некая альтернатива облигациям на случай, если рынок останется неблагоприятным. Можно узнать, какие именно источники пополнения казны имелись в виду?
– Все-таки субъекты федерации, и Чувашия не исключение, в заимствованиях прежде всего ориентированы на облигации федерального займа. Но пока на рынке наблюдаются не столь благоприятные условия для их размещения, как хотелось бы. Сейчас министерство проводит необходимые мероприятия для размещения республиканских облигаций на 2 млрд. рублей, как запланировано. Одновременно оцениваем риски, пристально следя за рынком.
Если не получится попасть в хороший коридор, чтобы эффективно разместиться, мы готовы к другому варианту – замещению облигаций инвестиционными кредитами. Тут есть свой плюс: по этим кредитам можно впоследствии перекредитоваться, уменьшив расходы на обслуживание долга. С облигациями подобная маневренность исключена.
– По поводу кредитов. Считается, что оценка рейтинговых агентств влияет на цену заимствования – банки при виде положительного рейтинга снижают кредитный процент. Стоимость услуг международных рейтинговых агентств особо не афишируется, но говорят, что в год она составляет 60–100 тысяч долларов, причем одно из самых дешевых агентств – Fitch. А не получается ли так, что, оплачивая миллионные услуги рейтингового агентства, регион, по сути, не выигрывает от пониженной банковской ставки?
– Действительно, у всех основных банков, с которыми работает республика, основной критерий при определении кредитной ставки – наличие рейтинга. Однако реальная стоимость услуг рейтинговых агентств в разы меньше той, что вы сейчас назвали.
В стоимость присвоения и поддержания кредитного рейтинга входит оказание рейтинговым агентством услуг по проведению рейтинговой оценки и присвоению кредитного рейтинга, а также публикация рейтинга и его мониторинг в течение года. На уровень присваиваемого рейтинга стоимость оплаты не влияет, так как рейтинговыми агентствами проводится независимая рейтинговая оценка.
Так, 24 марта нынешнего года Fitch Ratings пересмотрело со «стабильного» на «негативный» прогноз по рейтингам российских городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Татарстан, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Следует отметить, что при одинаковой макро-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации и Moody’s, и Fitch Ratings подтвердили и сохранили прогноз кредитных рейтингов Чувашской Республики.
Рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств позволяют получать выгодные скидки на кредитные проценты. Размещать на бирже свои облигации также выгоднее тем регионам, которые получили положительную рейтинговую оценку. Недооценивать рейтинг никак нельзя – он очень серьезный инструмент в деле привлечения средств на реализацию бюджетных задач.
– Понятно, что Минфин исполняет уже принятый бюджет. Но предположим, сегодня на счет министерства поступило всего 10 миллионов рублей. В то же время у вас на столе стопка реестров платежей на 100 миллионов. Кого в первую очередь выберете: образовательные учреждения, медицинские, ЖКХ, местную полицию или муниципальные администрации? То есть ваши приоритеты?
– В реальности подобная ситуация не должна иметь место. Бюджет республики сбалансированный, то есть каждое расходное обязательство обеспечено источником финансирования – собственными доходами, безвозмездными поступлениями из федерального бюджета или заимствованными средствами. И еще до наступления финансового года все действия по обеспечению ликвидности счетов бюджета преду-смотрены в ежемесячных планах доходов и расходов. На их основании формируются уже ежедневные планы расходов и доходов. На контроле постоянно держится остаток средств на конец каждого дня, для того чтобы обеспечивать финансирование по требованию.
Если же рассматривать смоделированную вами ситуацию, то, наверное, в первую очередь я выберу социальную сферу – медицинскую, образовательную, так как допущение задолженности здесь чревато неприятными последствиями для жителей республики. Полицию не берем во внимание, она уже в полном объеме финансируется из федерального бюджета, хотя еще недавно ее содержание частично ложилось и на местный бюджет.
Мне сложно выделить кого-то одного из ЖКХ и муниципалитетов, потому что вопросы ЖКХ относятся как раз к полномочиям муниципалитетов. Исходя из этого, финансирование того или иного – равнозначно. В целом бюджет осуществляет софинансирование в программном формате, то есть идет финансирование государственных программ. За выполнение программ на местах отвечают муниципальные образования. В настоящее время общий объем субсидий на их выполнение из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам предусмотрен в сумме 3580,6 млн. рублей.
– Можно полюбопытствовать, в чьих руках ваш семейный бюджет, Светлана Александровна, и каковы в нем первоочередные траты?
– Наш семейный бюджет находится в общих руках, а его расходы соответственно обсуждаются коллегиально со всеми членами семьи. Не помню, чтобы в совместной жизни возникали споры на этой почве, потому что все всегда оговаривалось, объяснялось и принималось по взаимному согласию.
Очень легко провести аналогию бюджета любой семьи, не только моей, с бюджетом республики. В семейном на первом месте – насущные расходы, связанные с питанием, лечением, обучением детей, с поддержанием благоприятных условий жизни для всех членов семьи. И в региональном первоочередные затраты – на социальные нужды. Как видите, все то же самое. Только правительства регионов заботятся не об одной конкретной семье, а обо всех жителях.

 



"Советская Чувашия"
05 июня 2014
12:37
Поделиться