Министерство финансов Чувашской Республики

Вопросы формирования собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики и пути увеличения его доходной части под пристальным вниманием общественности

Сегодня, 4 апреля, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, и.о. министра финансов Светлана Енилина выступила с докладом на парламентских слушаниях. Главной темой слушаний стали вопросы формирования собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики и пути увеличения его доходной части. Участники парламентских слушаний – это всегда эксперты, представители общественности и бизнеса, которые обсуждают и совместно с правительством принимают решения по актуальным вопросам и проблемам Чувашии.

Необходимо отметить, что Чувашская Республика завершила 2013 год в условиях положительной динамики роста по отдельным направлениям развития экономики.

Предпринятые руководством республики меры по увеличению доходной базы позволили увеличить консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 2,96 млрд. рублей, или на 7,4%. Доходы по итогам прошлого года составили - 43 млрд. рублей.

Собственные доходы в 2013 году увеличились на 9,2% или на 2,3 млрд.руб. Для сравнения данный показатель по России составляет 3,2%, по ПФО – 5,1%.

По темпу роста налоговых и неналоговых поступлений в 2013 году республика среди субъектов ПФО заняла 4 место, поднявшись на две ступени по сравнению с 2012 годом.

Так же в отчетном году собственные доходы республиканского бюджета превысили докризисные значения 2008 года в 1,44 раза (по России – 133,6%; ПФО – 136,5%). Доля собственных доходов в общем объеме доходов республиканского бюджета выросла на 4,9 п.п. по отношению к уровню 2008 года. Начиная с 2011 года доля собственных доходов имела постоянный рост, что произошло это за счет укрепления налогового потенциала и эффективных управленческих решений, принимаемых руководством республики.

В структуре собственных доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют 90% (25127,1 млн. рублей), неналоговые доходы – 10% (2794,8 млн. рублей).

Увеличению поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет республики способствовали также изменения налогового законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

1. С 1 января 2013 г. введена в действие патентная система налогообложения

Налог с 1 января 2013 года полностью поступает в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов (до 2013 года – в республиканский бюджет).

Поступление за 2013 год – 12,8 млн. рублей (100,6% к плановым назначениям (2012 год – 5,7 млн. рублей, 2011 год – 3,4 млн. рублей).

2. С 1 января 2013 года увеличен норматив отчислений от единого сельскохозяйственного налога:

в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов – с 35% до 50%;

в бюджеты городских округов – с 70% до 100%,

вследствие чего поступление единого сельскохозяйственного налога в местные бюджеты составило 21,1 млн. рублей, на 68,8% больше уровня 2012 года (12,5 млн. рублей).

3. Представительными органами всех муниципальных районов республики приняты в 2013 году решения об установлении максимальной ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по назначению, – 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (вместо 0,3%).

4. Проведена работа по оптимизации налоговых льгот:

а) с 1 января 2013 года вместо установленной 100,0% льготы по налогу на имущество организаций на имущество, являющееся предметом лизинга, установлена льготная ставка в размере 1,1% (50,0% от базовой ставки).

 В результате за 2013 год дополнительное поступление налога составили 100,8 млн. рублей (за 9 месяцев)

б) с 1 января 2013 года вместо установленной 100,0% льготы по налогу на имущество организаций на объекты естественных монополий на уровне России установлена льготная ставка в размере 0,4%.

В результате за 2013 год дополнительное поступление налога – 113,7 млн. рублей (за 9 месяцев).

в) в целях реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также в целях пресечения умышленного уклонения от уплаты транспортного налога и получения необоснованной налоговой выгоды с 1 января 2014 года для льготной категории граждан, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, предусмотрено право освобождения от уплаты транспортного налога только по одному транспортному средству по выбору налогоплательщика.

При этом не предусматривается предоставление налоговой льготы в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей. Ранее льгота предоставлялась на все автотранспортные средства, зарегистрированные на льготную категорию граждан

В целях усиления доходного потенциала местных бюджетов с 1 января 2014 года в местные бюджеты отчисляются:

а) 10% доходов акцизов на нефтепродукты, поступающих в республику, по дифференцированным ставкам,

отчисления на 2014 год – порядка 175 млн. рублей;

б) 10% доходов от транспортного налога, собранного на территории соответствующего муниципального района (городского округа),

отчисления на 2014 год – порядка 52 млн. рублей;

в) 100% доходов от продажи, передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

До 2014 года в бюджеты городских округов поступало 80%, бюджет республики – 20%.

Дополнительные доходы городских округов в 2014 году – порядка 93 млн. рублей.

Всего передано с республиканского уровня на муниципальный уровень – 320,0 млн. рублей налоговых и неналоговых поступлений

2) Кроме того, переданы с муниципального уровня на региональный уровень с 1 января 2014 года:

а) денежные взыскания (штрафы за нарушение законодательства о пожарной безопасности, Дополнительные доходы республиканского бюджета – порядка 13 млн. рублей;

б) с 1 января 2014 года в связи с передачей с местного на региональный уровень вопросов, связанных с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц составляет в республиканский бюджет 70%, в местные бюджеты – 30% (в 2013 году – 60% и 40% соответственно)Дополнительные доходы республиканского бюджета составят порядка 1086 млн. рублей.

Но при этом на выполнение вышеуказанных полномочий местным бюджетам на 2014 год из республиканского бюджета предусмотрено 2254,8 млн. рублей.

В качестве итогов парламентских слушаний были поставлены следующие задачи перед органами исполнительной власти и местного самоуправления:

- повысить собираемость налогов, формирующих доходную базу республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов Чувашской Республики;

- повысить эффективность использования государственного (муниципального) имущества;

- ежегодно проводить мониторинг налоговых ставок по региональным и местным налогам в регионах Приволжского федерального округа, а также мониторинг налоговых ставок по местным налогам;

- усилить работу по выявлению "серых схем" выплаты заработной платы в целях повышения поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты налоговых доходов, в том числе налога на доходы физических лиц;

- рассмотреть вопросы практики применения и совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации полученных преступным путем доходов, обналичивания и последующего вывода капиталов в офшорные зоны;

- рассмотреть возможность организации в соответствии со схемой территориального планирования муниципальных районов и городских округов территорий опережающего развития со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры, необходимой для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных проектов;

- продолжить работу по сокращению количества административных процедур при реализации инвестиционных проектов, с целью привлечения инвесторов в республику.



04 апреля 2014
16:16
Поделиться
;