До реального бенефициара
ЦБ раскрывает трастовые схемы владения
Банк России продолжает попытки сделать российскую банковскую систему прозрачнее. Его новая инициатива — пресечь сокрытие реальных собственников банков с помощью трастовых схем владения. Несмотря на то что ЦБ настроен довольно решительно, полностью ситуацию это не урегулирует, считают эксперты: взамен старых появятся новые схемы.
В пятницу Банк России опубликовал проект новой редакции инструкции "О порядке получения согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации". Она вступает в силу через десять дней после опубликования, тогда же утратит силу предыдущая инструкция ЦБ на эту тему (130-И). Издание документа обусловлено приведением его в соответствие с вступающими в силу поправками к законам о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые снижают долю владения банком, подлежащую согласованию в ЦБ, с 20% до 10%, причем как при прямой, так и при косвенной (через получение контроля над структурами, владеющими соответствующей долей в банке) покупке.
Наиболее значимым новшеством является заложенное в проекте инструкции повышение прозрачности структуры собственности банков. Как указано в документе, для его целей контроль определяется на основании критериев, предусмотренных международными стандартами отчетности, и в частности IFRS 10. "Это позволяет требовать раскрытия и согласования реального собственника в тех случаях, в которых раньше этого удавалось достичь лишь под нажимом регулятора, и то далеко не всегда",— пояснил "Ъ" зампред Банка России Михаил Сухов. "Дело в том, что по МСФО в отличие от РСБУ юридическая форма контроля значения не имеет,— уточнил он.— Важна его содержательная составляющая: насколько лицо способно влиять на происходящее в банке, получать от этого доходы или нести соответствующие риски". В качестве наглядного примера практического применения нового подхода господин Сухов приводит ситуацию владения банком через зарубежный траст: до указанной поправки это позволяло реальным владельцам банков зачастую не показывать себя де-юре таковыми, а значит, и не нести ответственности.
Например, напоминают участники рынка, именно через зарубежный траст владел Межпромбанком экс-сенатор от Тувы Сергей Пугачев. Не исключено, что в том числе поэтому он до сих пор не числится в числе подозреваемых по уголовному делу о преднамеренном банкротстве банка, несмотря на то что банк остался должен своим кредиторам более 80 млрд руб. Заставить банк раскрыть реальную структуру собственности было невозможно, так как он не входил в систему страхования вкладов. То, что за трастом стоит именно господин Пугачев, подтвердилось из меморандума банка к выпуску евробондов. Если бы новая норма действовала сейчас, то раскрытие конечного бенефициара было бы обязательным.
Впрочем, использование траста для сокрытия реальной структуры владения банком лишь одна из схем, указывают участники рынка, другие предложенный ЦБ механизм не искореняет. "Инициативы ЦБ, безусловно, помогут установить истинного покупателя, но лишь в тех случаях, когда используется схема владения банком через траст или офшорную компанию, а вот перекрыть лазейку, при которой покупателем выступает гражданин РФ, приобретающий пакет в интересах другого, это не позволит",— отмечает старший партнер BDO Антон Ефремов. "Это более сложный с точки зрения учета и раскрытия случай, отрегулировать использование такой схемы практически невозможно,— рассуждает он.— Особенно если формальной связи между собственниками не прослеживается, а договоренность о покупке доли в чужих интересах существует лишь в устной форме".
Эффективность применения новых норм во многом будет зависеть от применимости имеющихся у Банка России документов или иных доказательств к ситуациям, описанным в МСФО. "Но при наличии объективных сомнений в раскрытии банком крупных собственников мы намерены применять к нему меры воздействия вплоть до отстранения от управления принадлежащими им пакетами и при желании их оспорить, пусть эти "собственники" в суде докажут, что являются реальными бенефициарами,— говорит господин Сухов.— Это не в интересах настоящих владельцев и, как мы рассчитываем, создаст дополнительные стимулы для выхода из тени для немногих остающихся там игроков".
Но даже такой подход не панацея. Естественно, как только новые требования ЦБ будут приняты, банки, заинтересованные в том, чтобы скрыть своих истинных владельцев, начнут искать пути их обхода, считает партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба. Но, рассчитывает он, ситуация все-таки должна измениться. "Не только благодаря правовой норме, устанавливающей необходимость раскрытия конечного бенефициара траста, но и из-за снижения размера доли, при которой этого бенефициара придется раскрывать,— рассуждает он.— По совокупности этих условий под раскрытие попадет намного большее число сделок".