Правительство разъяснит гражданам бюджетный процесс на пальцах
Минфин, Минэкономразвития и Минрегионразвития составили методические рекомендации по представлению региональных бюджетов в доступной для граждан форме
В конце августа Минфин выпустил совместно с Минэкономразвития и Минрегионразвития методические рекомендации для региональных и местных властей, следуя которым, те должны обеспечить «полное и доступное информирование граждан» о бюджетах субъектов и муниципальных образований.
Тем самым ведомства выполнили требование президентского бюджетного послания, где было отмечено, что с 2013 года «на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети интернет) брошюру «Бюджет для граждан».
По большому счету инструмент этот не уникален. Независимая общественная организация «Международное бюджетное партнерство» периодически проводит своеобразный обзор открытости бюджетов, в котором в том числе учитывается практика представления бюджетов в понятой и доступной для граждан форме. По итогам 2012 года Россия поднялась в этом рейтинге с 21-го на 10-е место по индексу открытости бюджета.
В Минфине уверены, что на региональном и местном уровне уже есть хороший опыт в этой сфере, надо только «придать новый импульс этой работе, вовлечь в нее как можно больше субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». При этом местным властям рекомендовано руководствоваться наказом уже при составлении финансовых планов на 2014 год.
Помимо стандартных пунктов, федеральные министерства настаивают на публикации в открытом доступе всей контактной информации местных финансовых ведомств. Кроме того, рекомендуется проводить заседания рабочих групп с участием граждан и организовать «горячую линию» для обсуждения бюджетных планов. Также рекомендовано выкладывать краткое содержание госпрограмм и данные о плановых и фактических отдельных показателях. Причем для наглядности лучше использовать графики, схемы и диаграммы. А во вводной части подробно расписать основные понятия и термины.
— Поскольку к обсуждению предлагаются статьи бюджета публичного характера, то граждане на местах знают ситуацию лучше чиновников и оперативнее помогут определить приоритетность финансирования того или иного направления в порядке очередности, — полагает начальник отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
Кроме того, гражданам подробно расскажут об основных показателях экономического развития региона, в том числе на перспективу, и текущих показателях безработицы, средней зарплаты, индекса потребительских цен по региону и ВРП. Также в «гражданских» бюджетах распишут стандартные показатели: объем доходов и расходов, дефицит и профицит, основные приоритеты и основные проблемы в сфере бюджетной политики.
Публиковаться документ должен на официальном сайте администрации региона или города, а также на Едином портале бюджетной системы одновременно с внесением соответствующего законопроекта в местную думу или опубликованием уже принятого закона.
По мнению Сергея Звенигородского, люди в массе своей пока не знают о возможности участвовать в верстке бюджетов, так как проекты выкладываются только непосредственно на сайтах региональных и местных образований.
— Никакого информационного фона и анонса также не создается, а в данном случае предлагается широкое обсуждение тех статей бюджета, которых основная масса населения в глаза, мягко говоря, не видела, — сетует Звенигородский.
Но вместе с тем он отметил, что предложения федеральных министерств «призваны повысить открытость и понятность бюджетов для населения района, села, города».
Уже через месяц, к началу октября, «Бюджет для граждан», ориентированный на федеральный уровень планирования, появится на сайте Минфина, обещают в ведомстве.
Старший аудитор АКГ «Градиент Альфа» Роман Самилло, участвовавший в общественном обсуждении проектов местных бюджетов, отмечает, что они порой бывают составлены так, что даже «депутаты с финансовым образованием» не могут разобраться.
— Указываются общие статьи расходов: на содержание административного персонала, на развитие культуры, а что кроется за этими размытыми понятиями, какие конкретные цели и программы, непонятно, — говорит Самилло.
Но проблема заключается в том, что пожелания федеральных ведомств оформлены именно в форме пожеланий — методических рекомендаций. Это значит, что в большинстве случаев местные власти не будут их придерживаться, полагает эксперт.
— Эти рекомендации — хороший инструмент там, где есть активная общественность, готовая разбираться и обсуждать бюджетные проекты, — отметил он.
Среди московских муниципалитетов он отметил Бирюлево Восточное и Таганское муниципальное образование как примеры таких районов.
В то же время у Сергея Звенигородского мнение прямо противоположное. Он полагает, что местные власти последуют рекомендациям федеральных ведомств, так как они «не ущемляют их прав и обязанностей», заявил он.