G20 прольет свет на деньги мира
Представлена реформа «теневого банкинга»
Группа «двадцати» на этой неделе рассмотрит пакет мер по усилению надзора за так называемым «теневым банкингом». Реформа коснется рынка деривативов, операций по кредитованию под ценные бумаги и сделок репо, по которым предлагается ввести ограничения, снижающие риски финансовых посредников, а вместе с тем и привлекательность операций для инвесторов. Новые правила вступят в силу не ранее конца 2014 года, однако эксперты уже предупреждают, что реформа может удорожить реальные инвестиции в мировую экономику.
Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) подготовил отчет о ходе реформы теневого банкинга и новые рекомендации в этой сфере, которые предстоит утвердить лидерам глав G20 на встрече в Санкт-Петербурге 5–6 сентября. Под теневым финансированием в FSB понимают все механизмы кредитования, не попадающие под прямой банковский надзор. В первую очередь к ним относится рынок деривативов, операции с которыми не предполагают покупки или продажи реальных активов, но широко используются хедж-фондами в качестве альтернативы биржевым торгам. Объем сделок теневого банкинга на данный момент оценивается в $60 трлн в год, что сопоставимо с размером мирового ВВП.
Разработка реформы была поручена FSB в 2011 году на саммите в Канне, участники которого озаботились нехваткой прозрачности, бесконтрольным ростом заемного капитала и трудностями страхования таких сделок. Бороться с этими проблемами в FSB считают нужным за счет ограничения объема финансирования, которое можно привлечь под ту или иную ценную бумагу. Так, предлагается введение единой системы лимитов на разницу между рыночной стоимостью ценных бумаг и оценкой залога при сделках репо, проводимых не через центральный депозитарий (чем выше риск по бумаге, тем выше лимит). Мера не коснется сделок под залог гособлигаций, размер же «вычета» может составить от 0,5% до 7,5%.
Помимо этого, среди положений реформы значатся повышение требований по достаточности капитала (за их разработку отвечает Банк международных расчетов в Базеле), а также введение ограничений на отток средств из фондов краткосрочных инвестиций. Рекомендации по всем перечисленным инициативам уже разработаны, однако вступят в силу не ранее конца 2014 года, на протяжении следующего года будет проведена их оценка с привлечением участников рынка.
Пока эксперты и представители финрынка сходятся лишь в том, что проводимая реформа повысит издержки привлечения финансирования. Так, участники июньского опроса FSB отмечают, что внебиржевые сделки часто используются для хеджирования рисков по долгосрочным инвестпроектам, а не только для спекулятивных торгов. В то же время, говорят эксперты, реформа целенаправленно переносит основные риски по контрактам с банков и посредников на эмитентов и инвесторов. Впрочем, именно этого и добиваются страны G20, подразумевая, что сокращение объемов сделок в нерегулируемой части финрынка позволит повысить стабильность системы в целом.