Национальное благосостояние сдают в рост
Новые правила управления ФНБ готовы к принятию
Минфин обнародовал вчера для антикоррупционной экспертизы проект правительственного постановления об изменении порядка управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Первая цель изменений — "распечатать" ФНБ, дав правительству возможность направлять до половины нефтегазовых накоплений в крупные инфраструктурные проекты. Вторая — сделать вложения фонда в резервы более эффективными за счет расширения списка покупаемых валют и гособлигаций.
Подготовленный Минфином документ вносит правку в постановление правительства от 19 января 2008 года "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния". По данным Минфина, на 1 августа 2013 года объем ФНБ составлял 2,858 трлн руб., или $86,9 млрд. Эти деньги находятся на счетах Минфина в ЦБ в долларах, в евро и в фунтах стерлингов и в составе международных резервов инвестируются в высоконадежные бумаги за пределами РФ. Кроме того, часть денег фонда выражена в рублях и размещена на депозитах, открытых Минфином во Внешэкономбанке. Напомним, что при создании ФНБ в 2008 году он задумывался как "запасной карман" для проведения пенсионной реформы и, в отличие от Резервного фонда, его деньги почти не использовались (в небольшом объеме они были направлены лишь на валоризацию — переоценку пенсионных прав граждан, заработанных в советский период).
В июне этого года на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин объявил, что власти готовы вложить 450 млрд руб. средств фонда в три инфраструктурных проекта. Это создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань, модернизация Транссибирской магистрали и строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Последний проект обсуждался на вчерашнем совещании у Владимира Путина (подробнее на стр. 1). Как сообщил министр транспорта Максим Соколов, проект может получить из ФНБ 150 млрд руб., которые могли бы поступить через размещение облигаций госкомпании "Автодор" — на возвратной основе и с выплатой процентов по ставке "инфляция плюс 1%".
На этих трех проектах, впрочем, власти могут не остановиться — в интервью "Ъ" (смотри номер от 12 августа) министр экономики Алексей Улюкаев сообщил, что в аналогичные проекты можно инвестировать до половины ФНБ, то есть до 1,4 трлн руб. В таком наращивании госинвестиций Минэкономики видит дополнительный источник экономического роста. По подсчетам Центра макроэкономических исследований Сбербанка, инвестирование 450 млрд руб. в названные проекты может в среднем ежегодно добавлять ВВП 75 млрд руб. (0,12 процентного пункта ВВП) в течение 20 лет. Инвестирование 1,3 трлн руб. даст ежегодную прибавку экономике уже в 212 млрд руб. (0,34 процентного пункта ВВП).
Для открытия этих возможностей обнародованная вчера новая редакция постановления правительства об управлении средствами ФНБ предлагает поднять максимальную долю средств фонда, которые можно вкладывать в облигации юридических лиц с 30% до 50%. Перечень бумаг, "связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов", будет утверждаться правительством. Также предлагается снизить требования к кредитным рейтингам эмитентов таких бумаг: c прежних "BBB-" до "ВВ+" (по классификации Fitch и Standard&Poor's) и с "Baa3" до "Ва1" (Moody's). Чтобы уберечь ФНБ от участия в затяжных "долгостроях", проектом предусмотрен запрет на повторное вложение денег фонда в один и тот же проект.
Вторая часть подготовленного Минфином проекта не касается инфраструктурных проектов и необходима для того, чтобы Центробанк мог эффективнее размещать золотовалютные резервы РФ. С 2008 года понятия о надежных валютах и безрисковых госбумагах несколько видоизменились. Поэтому к разрешенным для покупки на средства ФНБ долларам США, евро и фунтам стерлингов добавляются австралийские и канадские доллары, швейцарские франки и японские иены. Наконец, к перечню стран-эмитентов приобретаемых облигаций (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция) добавляются Австралия, Швейцария и Япония.