Министерство финансов Чувашской Республики

Правительство отлучит 98% банков от рынка госзакупок

По замыслу кабмина, только кредитные организации с собственным капиталом от 35 млрд рублей получат право открывать счета участникам гостендеров.

Правительство решило ограничить круг банков, в которых могут открываться счета в рамках госзакупок. Это должны быть кредитные организации — участники системы страхования вкладов с собственным капиталом от 35 млрд рублей. Проект постановления правительства предполагающий такой порог для банков недавно подписал премьер-министр Дмитрий Медведев (есть у «Известий»). В случае утверждения проекта новые правила вступят в силу с 1 января 2014 года. 

Проект постановления правительства, устанавливающий новые требования к банкам, аккумулирующим средства в рамках госзакупок, выпущен во исполнение закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (КС). По закону для участия в торгах компании необходимо внести залог в размере 5–20% от начальной цены контракта. Этот залог находится на счете организатора торгов с момента подачи заявки до заключения компанией контракта, то есть 1–3 месяца. В нем ж указывается, что средства электронных площадок могут аккумулировать только финансово устойчивые кредитные организации. Проект постановления правительства отвечает как раз на вопрос, какой банк считать устойчивым. По замыслу правительства это должны быть банки — участники системы страхования вкладов с собственным капиталом от 35 млрд рублей. В случае подписания документа новые правила вступят в силу с 1 января будущего года. 

— Целью проекта постановления является установление требований к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки (ЭП) открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, — отмечается в документе. 

Из 882 банков — участников системы страхования вкладов критериям, установленным правительством, соответствуют только 24 кредитные организации. Это госбанки и частные кредитные организации из топ-30. 

Участники рынка неоднозначно восприняли новеллу. 

— Это правильная инициатива, — говорит гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. — Проблема, с которой сталкивались участники госзакупок, заключалась в том, что бывали случаи, когда выдавались фиктивные банковские гарантии. Поставщики, получившие фиктивные гарантии, использовали их как обеспечительную меру для участия в госзакупках. В итоге добросовестные компании попадали в перечень недобросовестных поставщиков и не могли долгое время из этого списка выйти. Отбор банков, которые могут работать по госзаказу, — обязательное условие. Те критерии, которые выдвинули, вполне оправданны. С госзаказом должны работать лучшие банки. 

Выиграют от нововведений госбанки, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

— Новелла способствует их дальнейшей экспансии. Нет каких-либо экономических обоснований порогового уровня 35 млрд рублей — почему банк, положим, с капиталом 20 или 30 млрд недостаточно надежен для аккумуляции средств ЭП? Надежность определяется рейтингами, которые рассчитываются рейтинговыми агентствами по весьма сложным методикам. Примитивный подход, когда в расчет принимается один-единственный количественный параметр, — типичный пример чиновничьего головотяпства. Было бы логично ограничить круг банков, достойных аккумулировать средства ЭП, определенным уровнем рейтингов международных и российских рейтинговых агентств, — говорит он. 

Банки, соответствующие критериям, высказались в пользу нововведений. 

— Это, безусловно, полезная инициатива, которая направлена на улучшение условий сохранности средств поставщиков, — комментируют в Сбербанке. — Меньше зависимость от общей экономической ситуации в стране и в мире и, следовательно, меньше риски потерять свои средства. Также коррупционность при таких ограничениях снизится. Сейчас некоторые ЭП из отобранных для работы в сфере госзаказа в погоне за сиюминутной выгодой «двигают» средства обеспечения из банка в банк. Разница в процентной марже ставится выше надежности вкладов. 

Представители небольших и средних банков, естественно, недовольны. 

— Подобного рода решения радикально ограничивают конкуренцию во всей банковской системе страны, — считает управляющий директор по развитию бизнеса СБ-банка Игорь Комягин. — Банки второго эшелона, имеющие в активе современные инструменты, продукты и технологии и уже активно и успешно работавшие с клиентами в рамках ранее действовавшего 94-ФЗ, в новых условиях просто прекратят гарантировать исполнение госконтрактов. А тем временем операционная нагрузка на кредитные организации, соответствующие новым критериям, но не имевшие подобного опыта, может поставить под сомнение своевременное исполнение госзаказов.

— Абсолютный показатель собственных средств в размере не менее 35 млрд рублей сам по себе не гарантирует отсутствие рисков банкротства и не является однозначным свидетельством устойчивости и платежеспособности банка, — говорит вице-президент СМП-банка Надежда Бычкова. — Более логично ориентироваться на относительные показатели, базирующиеся на официальной отчетности — в первую очередь на показатель  достаточности капитала. Логичным выглядело бы также к списку требований добавить оценку структуры собственности, которая должна соответствовать реализации политики по выведению российской экономики из офшоров. 

Впрочем, отбор электронных площадок для проведения госзакупок не менее жесткий. Сейчас аккредитовано только пять участников — «Сбербанк-АСТ», Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП; принадлежит Банку Москвы и правительству Москвы), ZakazRF Агентства по госзаказу Республики Татарстан, «РТС-Тендер» (НП РТС) и ЭТП ММВБ.



"Известия"
01 августа 2013
09:21
Поделиться