Риски в открытом доступе
Банки расскажут о себе по требованию регулятора
Требования к раскрытию банками информации о рисках ужесточаются. Сведениям, подлежащим публичной огласке, будет посвящен отдельный нормативный акт ЦБ. Так он готовится внедрить третью компоненту "Базеля-2" — "Рыночная дисциплина".
Банк России опубликовал на сайте проект нового указания "О порядке составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Оно будет применяться к отчетности за 2013 год. Заметным отличием документа от действующего указания на этот счет стало исключение длинного перечня сведений, которые банки должны были раскрывать в пояснительной записке к отчету,— о рисках по отраслям, на собственников, сведения о крупнейших заемщиках, детали о просроченной задолженности, резервах, реструктурированных ссудах, вознаграждениях и т. п.
Но банкам все же придется раскрывать информацию о своих рисках, причем даже в большем объеме, просто этому вопросу будет посвящен отдельный документ ЦБ, созданием которого, по сведениям "Ъ", сейчас занимается департамент банковского регулирования. В нем будет реализована третья компонента "Базеля-2" — "Рыночная дисциплина". Она предполагает разработку национальными регуляторами комплекса требований к банкам о масштабном раскрытии неограниченному кругу лиц информации, позволяющей оценить качество и достаточность капитала кредитной организации и ее подверженность рискам. Например, от банков может потребоваться детальное раскрытие данных о структуре капитала.
Крупные банки поддерживают более детальный подход к раскрытию информации. "Текущие российские нормативы содержат достаточно длинный список требований к раскрытию, но это далеко не полный перечень финансовых показателей, необходимых пользователю для принятия стратегических решений",— говорит главный бухгалтер Юникредит-банка Ольга Гончарова. Она полагает, что кроме требований "Базеля-2" в новом документе ЦБ будут отражены требования по раскрытию информации, максимально приближенные к требованиям МСФО ("Финансовые инструменты"), МСФО 8 ("Операционные сегменты") и МСФО 13 ("Оценка справедливой стоимости").
"Требования компоненты-3 во многом пересекаются с МСФО в части количественной информации, но в части качественной — несколько шире,— указывает управляющий директор внедрения стандартов "Базель" в группе ВТБ Александр Петров.— Например, "Базель-2" содержит требование о раскрытии информации о внутренних процедурах банка по оценке достаточности капитала, которые позволяют судить о качестве риск-менеджмента, профиле риска банка и т. п. Сейчас такой отчет доступен только регулятору". "Если говорить о справедливой стоимости, речь может пойти о раскрытии используемых банками методов оценки активов, не имеющих рыночных котировок, непрофильных активов, например, недвижимости в залоге и перешедшей в собственность банка и пр.,— отмечает главный бухгалтер Нордеа-банка Татьяна Шарова.— Рынок давно нуждается в этой информации, она необходима, в частности, при открытии лимитов на рынке межбанковского кредитования". Может расшириться и перечень рисков, описываемых банками в пояснительной записке, предполагает она, например, налоговые риски там до сих пор не раскрывались. "Обязательное раскрытие банками профиля риска по "Базелю-2" направлено в первую очередь на инвесторов, чтобы рынок "наказывал" слабо капитализированные банки с плохим качеством риск-менеджмента",— говорит Александр Петров.
Впрочем, для небольших банков представление столь подробной информации может означать значительное увеличение нагрузки при составлении отчетности. "При этом по большому счету эти сведения будут актуальны лишь в случае продажи банка,— говорит директор финансово-аналитического департамента СБ-банка Алексей Колтышев.— Учитывать же всю эту информацию для установления лимитов по ежедневным операциям с контрагентами, пожалуй, чрезмерно — как правило, достаточно оценить основные финансовые показатели по балансу и отчету о прибылях и убытках". Ни "Базель-2", ни МСФО исключений для мелких банков не делают, уточняет господин Петров, но для них применяется принцип пропорциональности, уменьшающий требования к объему раскрываемой информации.