Министерство финансов Чувашской Республики

Ставка на нефть

Риски для российской экономики и бюджета нарастают

В прошлом номере «Финансовая газета» подробно писала об особенностях проекта следующей бюджетной трехлетки, принятой правительством. Но все громче голоса тех экспертов, кто считает этот проект излишне оптимистичным. Беда даже не в розовых очках, они в правительстве не в моде, а в том, что зафиксированный в документе оптимизм вынужденный, он продиктован уже принятыми государством обязательствами. Этот оптимизм натужный. Шансы на то, что цифры бюджета удастся выдержать, уменьшаются, во-первых, снижением темпа роста экономики, во-вторых, тем, что оптимизм бюджета не разделяет нефтяной рынок.

Текст о прогнозах мы завершили на том, что российская экономика оказывается в вилке новых опасностей. С одного фланга — растущие риски, общие для всех развивающихся стран, обостряющиесяиз-за опасений инвесторов того, что «оскудеет рука дающего», то есть того, что ФРС будет сворачивать политику дешевых долларов. Этот риск выражается в бегстве капиталов с рискованных рынков, а это своего рода буревестник. За исходом инвесторов нарастают экономические проблемы.

С другого фланга — непредсказуемость нефтяного рынка. Он долго и верно служил России демпфером внутренних экономических проблем, но теперь ситуация меняется. Уже общепризнанно, что нефтяной рынок вошел в орбиту притяжения финансового рынка, то есть оторвался от собственно спроса и предложения нефти. Помимо этих факторов на динамику нефтяных цен растущее влияние оказывают все та же политика ФРС и ожидания, которые она порождает у инвесторов и спекулянтов на фондовом рынке. Общий вектор — растущая турбулентность и ожидания схлопывания пузырей нефтяных и сырьевых цен в связи с ужесточением денежной политики со стороны ФРС.

С учетом описанного «котла», в котором оказывается российская экономика, стоит оценить бюджетные риски. Экономисты Альфа-банка Наталья Орлова и Дмитрий Долгин такую оценку уже произвели. Вот их аргументы.

Замедление экономического роста негативно скажется на доходах бюджета, не связанных с нефтью. За первые пять месяцев этого года их рост замедлился до 5% против роста в 12% за аналогичный период 2012 года.

Этот показатель за год будет на 5% ниже изначально ожидавшегося уровня. В 2014–2015 годах риски для доходной части бюджета никуда не исчезнут: в бюджет заложен слишком оптимистичный прогноз по росту ВВП (3,7 и 4,1% соответственно). Серьезно сократить расходы невозможно из-за социальных ограничений: этого не дадут сделать 40 млн пенсионеров и 18 млн госслужащих. Расходы бюджета в этом году вырастут на 4%, затем рост замедлится до 3% в 2014 году. Зато в 2015 году они подскочат на 10%. Темпы роста и так невысокие, вряд ли их можно ограничить, считают Орлова и Долгин. Дополнительные расходы будут финансироваться из Фонда национального благосостояния. Из Фонда в ближайшие годы может быть выделено 0,5–1,4 трлн руб. Это может заставить пересмотреть планы по наращиванию госсбережений. В Альфа-банке прогнозируют, что в 2013 году объемы Резервного фонда вырастут всего на 200 млрд руб, а не 1,1 трлн руб., как Орлова и Долгин предполагали ранее. В 2014–2015 годах Резервный фонд не увеличится, хотя раньше эксперты прогнозировали рост на 1,4 трлн руб. Объемы двух государственных фондов России вряд ли вырастут с 8% ВВП в 2012 году до 10% ВВП к 2016 году. Этому помешают падение государственных доходов и возможные проблемы с выполнением планов по заимствованиям и приватизации. Орлова и Долгин уверены, что объем фондов сократится до 7% ВВП. Вряд ли средства, которые правительство возьмет в ФНБ на инвестиции в экономику, будут возвращены обратно в фонд. Это означает рост бюджетных обязательств, который просто не отражен в бюджете. Это исказит величину государственных сбережений и еще больше увеличит риски для бюджета. Это своего рода маскировка: если бы не средства ФНБ, к 2015 году бюджет балансировался бы при цене на нефть в $115 за баррель. Рост бюджетных рисков означает, что государству будет сложнее помочь госбанкам и госкомпаниям. Это, например, уже заметили в агентстве Moody`s, которое понизило рейтинг крупнейших госбанков: агентство полагает, что их шансы на получение госпомощи снизились. Рост бюджетных рисков негативно отразится на российском рынке акций.

Все это вызывает серьезные опасения за бюджет. А это в свою очередь усугубляет риски для экономики в целом. Общий вывод достаточно алармистский: экономика России, как уже было сказано, оказывается в новых условиях, которые сулят ей новые осложнения. Бюджет в силу перегруженности социальными, военными и прочими обязательствами в этих условиях становится не столько якорем, способным удержать экономику на плаву, сколько еще одним фактором неустойчивости.

Спасательных кругов у бюджета два. Первый — это резервные фонды, которые, однако, уже раскупорены, и будут пополняться, скорее всего, не теми темпами, на которые рассчитывали ранее. Второй — традиционная палочка-выручалочка, нефтяная конъюнктура. Эксперты Альфа-банкасчитают, что цена в $115 за баррель выручит бюджет в 2015 году. Вот только в том, что нефть будет играть за команду спасителей российского бюджета, никакой уверенности нет.



Финансовая газета
21 июля 2013
09:12
Поделиться
;