Министерство финансов Чувашской Республики

Как не потерять, а приобрести при трансфертном ценообразовании

Тема трансфертного ценообразования (ТЦО) и налогового учета операций со связанными лицами не нова. По сути, регламент ТЦО — это механизм, который позволяет финансистам разумно оптимизировать налоги внутри группы компаний, и, очевидно, многие крупные корпорации используют его, извлекая максимальную пользу в существующих условиях законодательства.

С 1 января 2012 года Налоговый кодекс РФ был дополнен большим новым разделом, посвященным контролю стоимости сделок, с целью совершенствования принципов определения цен. Он вводит дополнительную ответственность налогоплательщиков и может служить препятствием для использования существовавшей в компании до этого структуры договорных отношений.

В силу того что Россия пока не входит в перечень стран ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран), до принятия упомянутого закона — по сути, одного из шагов на пути вступления в эту организацию — у бизнеса отсутствовала необходимость жестко следовать принципу вытянутой руки. То есть правилам налогообложения связанных компаний, принятым в странах ОЭСР. И это не так уж и выгодно! Например, любой финансовый директор скорее оставит большую часть прибыли в офшоре, нежели подвергнет всю сумму налогообложению в России. Конечно, это принято называть у нас уходом от налогов и отмыванием денег, тем не менее, когда речь идет о больших деньгах, такой ярлык попросту не имеет значения.

В итоге компании, у которых есть сделки, подпадающие под контролируемые, должны научиться грамотно устанавливать цены внутри группы компаний. Грамотно — значит не в ущерб прибыли, но и не нарушая закона.

Даже если раньше компания в своем бизнесе и применяла некоторые правила ТЦО, теперь ей все равно нужно учиться новым: осваивать методы определения цены, зафиксированные законом, регулярно выполнять анализ рынка, выявлять взаимозависимые лица и контролируемые сделки, формировать уведомления и документацию по ним, а главное — научиться обосновывать цены. А это почти творческая работа. Как в юриспруденции: убедишь — выиграл, не можешь — плати! Закон прежде всего направлен на понятие «цена» и контролирует именно ту цену, которую сейчас применяет компания для продажи товаров и реализации услуг своим контрагентам.

Так с чего же начать строить регламенты ТЦО?

Необходимо начинать прежде всего с разработки или пересмотра политики ценообразования, которая должна обеспечивать определение экономически обоснованных трансфертных цен. Такое экономическое обоснование подразумевает оправданный учет затрат при определении цен. Затраты должны быть обусловлены целями получения доходов и удовлетворять принципу рациональности. Экономически оправданный уровень доходности должен учитывать ценообразующие факторы и конъюнктуру рынка.

Правильно сформированная политика ценообразования позволит существенно улучшить несколько областей деятельности компании — бюджетирование, договорную работу, бухгалтерский и налоговый учет, отчетность по ним — и подстроить все эти процессы под задачи ТЦО.

Не стоит забывать, что разовых работ по перестройке процессов ценообразования недостаточно, нужно внедрить постоянно действующие механизмы непрерывного совершенствования таких методик, то есть целенаправленно и системно управлять этим процессом и его изменениями.

Постоянное поддержание процесса трансфертного ценообразования в актуальном состоянии возможно за счет формирования в компании центра компетенций по данному вопросу.

Такой центр создается на базе того подразделения, которое назначено ответственным за эту задачу. Его деятельность должна быть направлена как на реализацию основных функций процесса ТЦО, так и на решение организационных вопросов по этой задаче: методологическое сопровождение сотрудников, задействованных в обозначенных процессах, отслеживание изменений в законодательстве, внесение изменений в методики и процессы в случае необходимости.

Реализация всех этих механизмов позволит компании обеспечить постоянное соответствие требованиям законодательства, а также даст возможность получить дополнительные бизнес-преимущества.



"RBC daily"
17 июля 2013
09:49
Поделиться