Исполнители бюджета
Кабинет министров рассмотрел итоги первого квартала
Премьер Дмитрий Медведев считает, что исполнение бюджета в первом квартале года обеспечивало макроэкономическую стабильность экономики и выполнение социальных обязательств. Однако дисциплина членов кабмина все равно вызвала у его руководителя некоторые нарекания.
Вчера члены кабмина обсуждали на заседании исполнение федерального бюджета и выполнение федеральных целевых программ за первый квартал. Глава правительства привел цифры, которые, по его мнению, говорят об устойчивости российской экономики. Так, доходы бюджета в первом квартале 2013 года составили 10,5% и достигли 3,1 трлн рублей, тогда как объем ВВП приблизился к 15 трлн рублям. "Это больше, чем предусматривалось в прогнозе", - отметил премьер. Нефтегазовые доходы составили 1,5 трлн рублей, а ненефтегазовые - 1,6 трлн рублей. Расходы были на уровне 3,1 трлн рублей, и дефицит, по словам Медведева, получился совсем небольшим - порядка 60 млрд. Кроме того, государственный долг России уменьшился более чем на 180 млрд рублей. "Наша подушка безопасности, то есть Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, возросла, соответственно, на 723 млрд рублей и на 6 млрд рублей", - сообщил глава правительства.
Еще больше цифр было припасено у главы минфина Антона Силуанова, который проводил много параллелей с аналогичным периодом за 2012 год. В результате одного из таких сравнений выяснилось, что в России в первом квартале этого года произошло замедление экономического роста. Связано это, разумеется, со снижением мировых цен на нефть. "Экономический рост в первом квартале 2012 года составил 4,8% и 1,6% в первом квартале 2013 года, цены на нефть в первом квартале 2012 года составляли 117,2 доллара за баррель и 111 долларов - за первый квартал 2013 года", - отметил Силуанов.
Доходы бюджета на урове 3 трлн 105 млрд рублей в первом квартале 2013 года составляют примерно 24,1% от объема доходов на год. " Это более положительная динамика, поскольку за аналогичный период прошлого года мы собрали доходов 23% к годовому объему доходов", - пояснил министр. Расходы же на уровне 3 трлн 167,8 млрд рублей за отчетный период составляют 23,5% от годового объема расходов. В прошлом году они осуществлялись чуть более низкими темпами - 23,3%. Силуанов также сообщил, что ненефтегазовый дефицит составил 10,5% и ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,2%. А нефтегазовые доходы по сравнению с планом увеличились на 60 млрд рублей.
Глава минфина подверг критике регионы за неэффективное использование субсидий и субвенций, поступивших в виде межбюджетных трансфертов. К 1 апреля текущего года остатки неиспользованных трансфертов на счетах субъектов составили 302 миллиарда рублей. "Эти средства остаются в бюджетах регионов, не доходя до конкретных бюджетополучателей. Это тревожный показатель, по сравнению с началом года он увеличился на 136 миллиардов", - отметил Силуанов. По его мнению, такая динамика говорит о том, что правительству следует проводить с регионами работу по более эффективному использованию тех бюджетных трансфертов, которые им выделялись. Некоторые проблемы кабмин отмечает с налогом на прибыль. Если за первые четыре месяца наблюдался рост его поступления в субъектах, то в мае произошло резкое падение этих темпов. Силуанов, однако, надеется, что динамика будет постепенно выравниваться и поступления налога на прибыль войдут в плановые значения.
Более оптимистичным выглядело выступление главы минэкономразвития Андрея Белоусова, который отметил улучшение исполнения федеральных целевых программ в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "У нас в текущем году в первом квартале объем контрактования, который, собственно, задает ритм бюджетному финансированию, составляет 60,5%, что существенно выше, чем в прошлом году", - пояснил министр. Дмитрий Медведев тем не менее был недоволен, сказав, что по исполнению бюджета за первый квартал 2013 года есть постоянные проблемы, что, по его мнению, свидетельствует о низкой дисциплине. Причем недочеты часто списываются на то, что те или иные решения утверждались слишком поздно. Такие ссылки, по словам премьера, только частично характеризуют ситуацию. Особенно он призвал своих коллег определиться по федерально-целевым программам, у которых есть хроническое неисполнение, и понять, насколько они неадекватны. "Если мы придем к выводу, что это программа, которая плохо работает, нужно принять мужественное решение и списать эту программу, а деньги перераспределить на что-то более полезное. Если же общее мнение - не закрывать, то тогда нужно нести всю полноту ответственности, включая дисциплинарную", - подчеркнул руководитель кабмина. Он также добавил, что проведет в ближайшее время совещание с членами правительства о равномерном освоении денежных средств в течение всего года.
После заседания Антон Силуанов рассказал журналистам, что поступления от приватизации за первый квартал 2013 года составили 17 миллиардов рублей, притом что план на этот год предусматривает получение 427 миллиардов. Тем не менее правительство не отказывается от цели обеспечения доходов от приватизации в максимальном объеме, хотя и не собирается задешево продавать пакеты хороших, крупных компаний. "Исходить мы будем из конъюнктуры рынка", - кратко пояснил Силуанов.
Он также сообщил, что минфин поддерживает идею передачи Центробанку права устанавливать ограничения при расчетах наличными. Сейчас соответствующие поправки в законодательство находятся на рассмотрении Госдумы. Напомним, что в прошлом году минфин разработал законопроект, согласно которому устанавливаются ограничения по объему расчетов наличными средствами между физическими и юридическими лицами на уровне 600 тысяч рублей. Выше этой планки расчеты, по замыслу, должны были производиться безналичным способом. Позднее минфин предложил понизить планку ограничения по наличным платежам до 300 тысяч рублей в 2015 году. А затем право определять границы ограничений расчетов наличными деньгами вообще решили передать самому Центробанку. "В настоящий момент минфин выступает за такое решение", - подчеркнул Силуанов.