Министерство финансов Чувашской Республики

Путин перечислил задачи бюджета до 2016 года

Возможности постоянного наращивания бюджетных расходов без соответствующего роста экономики исчерпаны, Россия вынуждена повышать эффективность уже выделенных средств, а для финансирования крупных инвестпроектов придется запустить руку в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Так эксперты услышали главные идеи последнего Бюджетного послания Владимира Путина: со следующего года оно станет частью послания Федеральному собранию.

Владимир Путин обозначил, чего ждет от правительства в ближайшую трехлетку. «Главное требование к бюджетной политике — поддержка экономического роста», — заявил президент. Главным его ресурсом должно стать повышение эффективности расходов. Пока этот процесс идет медленно, отметил глава государства. Система должна быть настолько устойчивой, что, даже если цены на нефть рухнут, выполнение социальных обязательств не приостановится. При этом дальнейший рост социальных расходов возможен только при одновременном росте ВВП, иначе он «заведет нас в тупик», предупредил глава государства. Зато траты, которые дают наибольший эффект для экономического роста, нужно увеличить, отметил Владимир Путин.

Вчерашнее послание обозначило явный поворот «от экстенсивной концепции бюджетной политики к интенсивной», комментирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Другим важным нововведением он считает ориентацию на адресность социальных расходов, на их распределение «по критериям нуждаемости».

Многие идеи, перечисленные в послании, звучали и раньше, но теперь они «переходят в практическую плоскость», продолжает г-н Гурвич. К ним он относит, в частности, программную верстку бюджета. «Цели не подкреплены ресурсами, — критиковал ее президент, — отдельные программы приняты в нескольких вариантах — и результаты, и финансирование разное. Если денег не на все хватает, надо определиться с приоритетами. Еще раз проанализируйте». Владимир Путин призвал чиновников выявить резервы и перераспределить их на стратегические задачи.

Залить пожар ликвидностью, как в 2008 году, сейчас не получится, уверена старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте Татьяна Тищенко. «Вброс денег в экономику или в отдельные ее отрасли, например автопром, теперь уже не будет столь же эффективным, как тогда», — говорит она.

Затыкать бюджетные дыры повышением налогов глава государства считает неправильным. Страховые взносы для бизнеса должны остаться на текущем уровне (на 2012—2013 годы их ставка была снижена с 34 до 30%, но должна была вернуться обратно со следующего года), фискальная нагрузка вырастет только на роскошь. «Инвесторы должны понять, что вкладывать выгоднее, чем прятать деньги по островам или тратить их на предметы роскоши», — резюмировал Владимир Путин.

Экономический рост можно стимулировать за счет инфраструктурных проектов, на которые будут направляться накопления Фонда национального благосостояния. Но, во-первых, механизм отбора этих проектов должен быть прозрачным, с экспертизой от бизнеса. Во-вторых, необходимо обеспечить возвратность этих средств.

«Государственный рубль должен стимулировать изменения в бюджетной сфере, — в очередной раз призвал президент. — Мы много об этом говорим, но пора перейти к конкретным действиям. Деньги должны идти на гражданина, а не на содержание конторы, необходимо разработать единую методологию затрат на госуслуги».

Путин распорядился в ближайшие три месяца завершить разработку Бюджетной стратегии до 2030 года и, «если это потребуется, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития». «В Стратегии надо оценить возможные риски, четко обозначить, как мы будем действовать при любом сценарии, включая и неблагоприятный», — заявил глава государства. Г-жа Тищенко из РАНХиГС сомневается, что система управления рисками действительно меняется. «Хотя правительство декларирует, что проводит работу над этим, я думаю, это не происходит. Реальная глубина и масштаб бюджетных рисков до сих пор не оценены», — говорит она.

Мир в кризисе, констатировал министр финансов Антон Силуанов. Прогнозы социально-экономического роста ухудшаются, вместе с ними снижаются ожидаемые доходы. Но при этом расходы остаются на прежнем уровне. В таких условиях акцент надо делать на повышении собираемости налогов (совместный с ФНС план уже подготовлен) и на увеличении отдачи от госактивов. «Планы по приватизации госимущества должны быть реализованы по максимуму», — призвал Антон Силуанов. Кроме того, Белый дом намерен произвести ревизию льгот, выявить неэффективные и «забрать» их. А для масштабных проектов вроде развития Дальнего Востока, строительства магистрали Москва — Казань и ЧМ по футболу-2018 ищется оптимальный баланс государственных и частных средств.

Речь в принципе не может идти о наращивании расходов, согласился с президентом министр экономического развития Андрей Белоусов. Потребность в госфинансировании инфраструктурных проектов он оценил в 0,5—0,8% ВВП. «Это не только федеральный бюджет, но и ФНБ, и пенсионные накопления», — уточнил министр. Пока есть только элементы бюджетного маневра — госпрограммы, цельного же механизма управления нет, считает г-н Белоусов. По его мнению, в госпрограммах часто не хватает конкретики и промежуточных ориентиров. Разрыв можно заполнить трехлетними планами министерств и ведомств, которые планировалось утвердить до 1 июня. «Сейчас из 40 планов утверждены только два, 27 — на рассмотрении правительства и 11 — на доработке в ведомствах, — привел статистику министр. — Если не доработаем, бюджетный маневр будет затруднителен».

Ключевые министры все же заверили президента, что ясность, «куда и как двигаться, в целом есть». Путин призвал их синхронизировать работу над прогнозами и бюджетом: «Мы знаем, как сложна и неблагодарна работа по прогнозам, тем не менее прошу экономический блок синхронизировать их с работой по бюджету, иначе нельзя».

Это Бюджетное послание президента последнее. В следующем году оно станет частью послания Федеральному собранию.



"RBC daily"
14 июня 2013
11:37
Поделиться