Бюджетные инвестиции проверят на частный интерес
Минфин не хочет тратиться на ненужное
30 мая в рамках экспертного совета при правительстве и при участии министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова пройдет совещание по разработанному Минфином проекту закона "Об инвестпроектах с государственным и муниципальным участием". У документа две явные цели — сократить бюджетные вливания там, где их можно заменить частными инвестициями, и сделать публичным предварительное обсуждение конкретных целей госрасходов. Пока, однако, эксперты говорят о необходимости "доводки", а коллеги по Белому дому — о будущей "переработке" проекта Минфина.
Минфин предлагает изменить принцип, по которому отбор проектов для реализации за госсчет осуществляют органы власти — ведомства—разработчики госпрограмм, ФЦП, ФАИП и бюджетов соответствующих уровней. Согласно законопроекту ведомства, который 30 мая будет обсуждаться на совещании у министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова (в его аппарате подтвердили факт совещания), инвесторов будущих проектов предлагается разделить на публичных и частных. К первым отнесут распорядителей бюджетных средств, ко вторым — компании и индивидуальных предпринимателей. Последних планируется вовлечь в "оценку, сопровождение и реализацию" инвестпроектов.
Ведомство предлагает зафиксировать "недопустимость" расходов бюджетов, если это "приведет к искажению конкуренции", и предложить бизнесу следить за этим самостоятельно. Для этого проект постулирует "конкурентный характер предоставления бюджетных средств" и обязательную публичность оценки эффективности проектов. Речь идет о расходах "в области социально-экономического развития и безопасности", предусмотренных государственными, региональными и муниципальными программами, а также тратах, связанных с поручениями президента, правительства, губернаторов, региональных правительств и глав муниципалитетов.
Еще на этапе бюджетного планирования такие проекты должны будут проходить ежегодную инвентаризацию "для определения их целесообразности, возможности и вариантов реализации". Запрашивать мнения о планах расходов на проекты будут, размещая их описания в интернете. При отсутствии отзывов правительство выберет "экспертную" организацию для проведения инвентаризации из утвержденного им перечня, а инвестпроекты дороже 5 млрд руб. оценят по спецпроцедуре (ее определит Белый дом). После инвентаризации глава органа власти соответствующего уровня должен будет принять решение об исполнении проекта — либо о мотивированном (полном или частичном) отказе.
Для исполнения проект включается в перечень "предварительных инвестиционных проектов", а отбор частных компаний, претендующих на его софинансирование, проводится по конкурсу. С победителями подписывают предварительные соглашения — они вступают в силу после утверждения бюджетных расходов и оформления паспорта проекта. Из предварительных в реализуемые проекты предлагается переводить по итогам отбора и оценки, проверяя предложенный перечень на соответствие госзадачам, баланс затрат и результатов, долю частного участия и распределение рисков между участниками. При этом возможен широкий перечень соглашений в рамках проектов — Минфин перечисляет как инвестиционные и концессионные соглашения, так и "долгосрочные соглашения" о госзакупках и тарифном регулировании и контракты жизненного цикла. Отдельно оговорена возможность защиты частных инвесторов от изменений законодательства: при ухудшении положения бизнеса соглашение изменяется в целях обеспечения его имущественного интереса.
"Минфин пытается сократить бюджетные расходы и обеспечить открытость отбора проектов, финансируемых или софинансируемых за счет бюджета",— констатирует партнер Ernst & Young Денис Камышев, допуская, что система оценки "может быть использована и для отбора проектов, финансируемых из средств Фонда национального благосостояния" (напомним, использовать средства ФНБ в объеме 200-400 млрд руб. в год на инфраструктурные проекты предлагал глава Минэкономики Андрей Белоусов, см. "Ъ" от 29 и 30 апреля). Впрочем, эксперт сомневается, что результат будет быстрым: "Потребуется настройка и доработка механизма. Весь вопрос в том, достаточно ли будет бизнесу предоставленной информации для реальной оценки проектов". В самом Минэкономики по поводу проекта Минфина "Ъ" заявили, что "документ требует дополнительного обоснования — и уже после этого полной переработки", отказавшись комментировать его детально, но пообещали выполнить все требования по методическому обеспечению отбора.