"Тройной расчет" ("Российская газета")
Трехлетний бюджет республики ориентирован на экономический рост
В Чувашии началась работа по формированию республиканского бюджета на трехлетний период. Указом президента республики Николая Федорова обозначены основные направления бюджетной политики ЧР в 2008-2010 годах. В начале июня состоялись публичные слушания по этому вопросу.
Как известно, перевод федерального бюджета на трехлетний цикл, предпринятый российским правительством, вовсе не означает, что этому примеру тут же обязаны последовать региональные власти страны. Однако в Чувашии, хорошенько взвесив все "pro" и "contra", решили с этим не тянуть. Можно сказать, что, принимая такое решение, руководители республики брали во внимание даже не двойной, а тройной расчет.
Благоприятные условия
Разумеется, чтобы иметь возможность просчитать свои доходы и расходы на три года вперед, республика должна иметь устойчивую социально-экономическую базу. И такой фундамент у Чувашии есть. В 2006 году по ряду основных показателей в республике достигнуты более высокие результаты, чем в среднем по стране. Темпы роста промышленного производства составили 115,9 процента против 103,9 процента по России, сельскохозяйственного производства - 103,2 процента (по России -102,8), инвестиций в основной капитал - 119,5 процента (113,5), реальных располагаемых денежных доходов населения - 122,8 (по России - 110 процентов).
По данным Министерства финансов ЧР, по доходам консолидированный бюджет Чувашии исполнен в 2006 году на 19171,9 миллионов рублей, или на 102,4 процента к уточненным назначениям. В сравнении с предыдущим годом это больше, чем на треть. Соотношение собственных доходов в общих доходах бюджета за последние пять лет возросло с 57,5 до 68 процентов. А федеральная помощь за это время наоборот снизилась - с 42,5 до 32 процентов. В министерстве считают, что эти показатели свидетельствуют о значительных положительных переменах в укреплении собственного налогового потенциала Чувашии.
Что касается расходов, по этой графе консолидированный бюджет республики в 2006 году исполнен на 97,8 процента к годовым плановым назначениям, или в объеме 19670,9 миллионов рублей. При этом удельный вес расходов на социально-культурную сферу вырос за последние пять лет с 50,8 до 60,3 процента. В то же время в связи с переводом субсидий и дотаций в адресные выплаты гражданам, доля ассигнований в национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство уменьшилась.
Три в одном
На одном из последних заседаний Кабинета министров ЧР, где подробно обсуждался проект названного указа президента Чувашии, была обозначена важнейшая задача - сформировать устойчивую доходную базу республиканского бюджета, которая была бы мало подвержена постоянно меняющимся правилам предоставления дотаций из федерального бюджета. Члены правительства пришли к выводу, что впредь необходимо оказывать как можно большее влияние на пополнение тех источников, которые в наибольшей степени способствуют увеличению консолидированного бюджета Чувашии. А это создание новых рабочих мест, развитие малого предпринимательства, туристической деятельности, эффективное использование имущества и земли.
Однако в первую очеред, говорилось на заседании, следует обратить внимание на систему предоставления услуг населению бюджетными учреждениями. Необходимо подолжить качественную модернизацию этой системы, где основной задачей является повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, их экономической самостоятельности, применение механизмов, стимулирующих повышение качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов.
Нужно сказать, что в этом направлении уже начата реализация пилотных проектов по внедрению системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и соврешенствованию системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования. Оба проекта предусматривают увязку объемов финансирования с результатами деятельности учреждения,включая стимулирование работников через формы оплаты труда.
К слову, среднесрочное финансовое планирование в правительстве вообще рассматривают как необходимую предпосылку для реструктуризации бюджетного сектора и внедрения методов, ориентированных на результаты. С этой целью в Чувашии собираются расширять практику современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения укрепления социально-экономической политики.
Благодаря последовательному повышению заработной платы работникам бюджетной сферы уровень оплаты труда врачей, учителей и служителей культурной сферы в Чувашии за два года должен увеличиться вдвое. И это во-вторых. Уже подсчитано что для увеличения зарплаты бюджетникам потребуется около 6 миллиардов рублей в год.
И наконец, в-третьих. На предстоящие три года ставится задача завершения формирования в республике современной общественной ифраструктуры. Особенно это актуально в сельской местности - для усиления государственной поддержки агропромышленного производства.
Одно из важных направлений здесь - окончание основных работ по строительству дорог с твердым покрытием ко всем без исключения населенным пунктам в течение 2007-2008 годов. На завершение этого мегапроекта (автотрасса длиной более 1 тысячи километров) потребуется около 9 миллиардов рублей. Будет продолжено и строительство на селе сети современных физкультурно-оздоровительных комплексов, жилья, водопроводных систем и других объектов.
Таким образом, считают в республиканском правительстве, целью программных методов бюджетного планирования, оценки результативности республиканских и ведомственных целевых программ должно стать неуклонное стремление к улучшению качества жизни граждан, причем как в городе, так и в сельской местности.
Возможные угрозы
В условиях масштабности инвестиционных программ, считают в Министерстве финансов ЧР, необходимо ужесточить принципы планирования и расходования ассигнований на эти цели. Следует перейти на современные принципы государственных капитальных вложений, исключающие ежегодный пересмотр стоимости строящихся объектов, нарушение нормативных сроков ввода их в эксплуатацию, неоправданное удорожание стоимости строительства объектов.
Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, который будет заключен на весь период реализации инвестиционного проекта, где должны быть четко зафиксированы не только обязательства Чувашии по полному финансированию работ, но и конкретные обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию. При этом сметные расчеты, проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений, должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования, материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. Достичь этого вполне реально, если рассматривать смету исключительно как составную часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов.
Беспокойство финансистов по этому поводу понять можно. На заседании Кабинета министров был приведен свежий пример. В Ядринском районе для строительства объектов социально-культурной сферы на этот год было выделено 87 миллионов рублей капитальных вложений. Однако уже сейчас руководство района считает, что "благодаря" инфляции, всеобщему удорожанию стройматериалов, увеличению расходов на энергоносители для завершения строительства потребуется еще 50 миллионов рублей. Члены правительства пообещали разобраться, как такое могло произойти, подчеркнув при этом, что при переходе на трехлетний бюджет подобная практика "пересчета" недопустима в принципе.
В то же время ставится задача поддержания всей общественной инфраструктуры в нормативном состоянии с тем, чтобы независимо от каких-либо конъюнктурных обстоятельств не сокращать финансирование расходов на нормальное содержание объектов. Как известно, лучше своевремнно ремонтировать, чем строить заново.
Прогноз - оптимистичный
На том же заседании республиканского правительства были рассмотрены основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашии на 2008-2010 годы. Министр экономического развития ЧР Иван Моторин сообщил коллегам, что основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый - умеренный вариант - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется недостаточными сдвигами в улучшении конкурентоспособности продукции, инвестиционной активности организаций, исходит из менее благоприятного сценария развития экономики.
Второй вариант - оптимистичный - ориентируется на ускорение экономического роста за счет повышения конкурентоспособности экономики, улучшения инвестиционного климата, на реализацию новых крупных проектов, обеспечивающих инновационно-ориентированный путь развития и интенсивные структурные сдвиги. Именно этот вариант и был рассмотрен членами Кабинета министров ЧР как основной.
Согласно оптимистичному прогнозу предполагается, что рост валового регионального продукта к 2010 году составит 34-42 процента, объем производства в аграрном секторе по сравнению с 2006 годом возрастет на 15 процентов, уровень инфляции снизится и составит 5-5,5 процента.
Положительные сдвиги ожидаются и в области благосостояния жителей республики. Реальные располагаемые денежные доходы населения должны вырасти на 60 процентов, фонд заработной платы будет увеличен в 1,9 раза. Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума должно уменьшиться до 15 процентов, тогда как сейчас этот показатель равен 20,3 процента.
Комментарий
Николай Смирнов, первый вице-премьер Правительства Чувашии - министр финансов ЧР:
- Вне всякого сомнения, выгоды от перехода на трехлетний период бюджетного планирования очевидны. Начнем с того, что каждый распределитель средств из республиканского бюджета, каждый государственный заказчик сможет заранее планировать свою деятельность, более детально ставить задачу и оценивать достигнутые результаты по истечении первого, второго, третьего года. Лучше он будет и администрировать свои расходы. Ну и, конечно, для исполнителей государственных программ, субподрядчиков, для рынка в целом это тоже выгодно, потому что можно будет заключать договоры уже на три года. А если это более долгосрочная программа, так сказать, с перспективой на будущее, тем более удобно. Понятно, что и тендеры в будущем должны проводиться более качественно, потому что это все-таки не на один год, а на три.