Итоги бюджетной политики Чувашской Республики за 2006 год
Быстрый рост внутреннего рынка Чувашии продолжает стимулировать устойчивый экономический рост. В 2006 году достигнуты опережающие темпы роста (по сравнению со средними показателями Российской Федерации) промышленного производства (115,9 процента против 103,9), сельскохозяйственного производства (103,2 процента против 102,8), объема розничной торговли (117,6 процента 113,0), инвестиций в основной капитал (119,5 процента против 113,5), ввода в действие жилых домов (116,6 против 115,2). Объем инвестиций в основной капитал составил за год 26,5 млрд. рублей.
Реальные доходы населения продолжали уверенно расти. Согласно сведениям Чувашстата, за 2006 год реальные денежные доходы населения увеличились на 22,8%, средняя заработная плата - на 15,2%, что существенно превышает быстрые темпы роста, отмечавшиеся в 2005 году.
Рейтинговым агентством «Moody’s» в 2006 году кредитоспособность Чувашии оценена на уровне Ва2 с прогнозом «стабильный» по международной шкале и Аа2.ru по национальной шкале, что характеризует республику как регион с очень высокой кредитоспособностью. Это результат проведения ответственной бюджетной политики, достижения устойчивого экономического роста на протяжении последних лет, хорошей кредитной истории. Рост кредита доверия обеспечивает сотрудничество с международными финансовыми организациями в области финансовых рынков, образования, здравоохранения, дорожного хозяйства. Прошлогодний выпуск облигаций Чувашской Республики впервые в истории России был обеспечен при финансовой поддержке группы Всемирного банка без гарантий со стороны федерального правительства.
Республике, одной из трех субъектов России, предоставлено право обслуживать казначейские счета по учету средств федерального бюджета. Чувашская Республика выиграла также конкурс на проведение программы совершенствования управления общественными финансами на новом уровне. Республиканская Программа реформирования региональных финансов на 2006-2008 годы отобрана Минфином России для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2007 году.
За 2006 год консолидированный бюджет Чувашской Республики исполнен как по доходам, так и по расходам в планируемых объемах: доходы составили 19171,9 млн. руб., расходы – 19670,9 млн. рублей. Соотношение собственных доходов бюджетов республики к валовому региональному продукту с 2002 г. по 2006 г. возросло с 12,8 до 14,3%, а федеральные средства за это время сократились. Это свидетельствует о кардинальных положительных переменах в укреплении собственного потенциала республики.
Происходили положительные структурные сдвиги в доходной части бюджета. Возрастала доля налога на доходы физических лиц, налога на совокупный доход, доходов от использования имущества и земли, что свидетельствует об активных действиях власти и бизнеса по созданию новых рабочих мест, развитию малого предпринимательства, опережающем росте доходов населения над инфляцией и более эффективном использовании государственного имущества.
Укрепление собственного налогового потенциала и использование стимулирующих механизмов в межбюджетных отношениях позволяют республике вести более активную социальную политику. Доля социально-культурной сферы в консолидированном бюджете Чувашской Республики за последние 5 лет (2002-2006 гг.) увеличилась с 45,8 до 56,2%. Доля финансирования образования за это время выросла с 20,1 до 23,7%, культуры – с 2,4 до 3,6%, здравоохранения и спорта – с 10,3 до 16,8%. Все эти средства направлены на улучшение качества жизни населения.
Сложилась структура бюджета, характеризующаяся устойчивым ростом капитальных расходов. Чувашия, являясь дотационной и неоффшорной, обеспечивает высокие темпы реформирования общественного сектора, социально-культурной сферы, что приводит с одной стороны к рационализации текущих расходов, с другой – концентрирует финансовые ресурсы для осуществления инвестиций в инфраструктуру.
В бюджетной политике Чувашской Республики приоритетным является ускоренное развитие общественной инфраструктуры, обеспечивающей более высокое качество жизни и условия для развития экономики, особенно в сельской местности. В настоящее время реализуется программа обеспечения населения качественной питьевой водой, значительными темпами ведется строительство жилья и объектов социально-культурной сферы. Наравне с ранее принятыми программами в 2006 году началась реализация масштабной программы строительства дорог с твердым покрытием к населенным пунктам республики. В самые сжатые сроки, а именно в течение двух лет, предстоит завершить это строительство, на что будет направлено около 9,0 млрд. рублей. Успешно реализуются в республике приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК».
В 2006 году приоритеты, установленные Посланием Президента Чувашской Республики, в самые короткие сроки воплощались в жизнь. Многие показатели социально-экономического развития Кабинет Министров обеспечивал выше прогноза.
В 2006 году в Чувашии в полном объеме начали функционировать поселенческие бюджеты, как новый четвертый уровень бюджетной системы. Причем финансовые потоки с первых же дней распределялись по заданным бюджетным направлениям и своевременно дошли до получателей услуг. Сработали методика и формулы межбюджетных отношений. Это тот самый результат, который позволяет реализовать реформу местного самоуправления в более полном объеме.
В марте 2007 года Кабинет Министров Чувашской Республики уже утвердил график мероприятий, направленных на формирование прогноза социально-экономического развития, республиканских целевых программ, проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2008 год и на среднесрочный период. Мероприятия разработаны с учетом проекта федерального закона № 390549-4 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных актов Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, который предусматривает переход всех бюджетов бюджетной системы на среднесрочное финансовое планирование и последующее трехлетнее бюджетирование.