Бюджетная политика Чувашской Республики на 2008-2010 годы определена
Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров подписал Указ «Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики в 2008-2010 годах», обозначив конкретные задачи в рамках трехлетнего бюджета.
Главным стержнем бюджетной политики является реализация Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, направленной на улучшение качества жизни населения на основе стабильного экономического роста. При этом благодаря поступательному развитию Чувашия уже сегодня способна находить финансовое обеспечение социально-экономического развития на несколько лет вперед.
Для этого формируется устойчивая доходная база бюджета, мало зависящая от дотаций федерального бюджета. В последние годы собственные доходы бюджета возрастают опережающими темпами, чем федеральные трансферты. И в дальнейшем будет сделан упор на создание новых рабочих мест, развитие малого предпринимательства, развитие услуг, туристической деятельности, эффективное использование имущества и земли, что в большей степени позволит пополнять бюджеты республики.
Необходимо обеспечить динамику увеличения бюджетной обеспеченности местных бюджетов, создать муниципалитетам стимулы для развития, снизить уровень дотационности (в прошлом году только одно поселение являлось бездотационным!) с тем, чтобы потребности местного населения в вопросах повседневного быта реализовались наиболее полно. В этих целях будут реализованы принципы закрепления за муниципалитетами доходов на постоянной основе, четкого разграничения полномочий, обеспечения равных условий к получению субсидий и субвенций из республиканского бюджета. Кроме того, муниципальные образования в сельской местности вправе рассчитывать на государственную поддержку сельских товаропроизводителей и сельской инфраструктуры.
Должна обеспечиваться долгосрочная сбалансированность и безопасность бюджетной системы республики. Всегда должен присутствовать взвешенный подход к вновь принимаемым обязательствам. Такие решения могут быть приняты только в строгой увязке с возможностями бюджета и ожидаемой эффективностью.
При этом бюджетные траты должны быть ориентированы на конечные результаты. С этой целью будут внедряться программно-целевые методы бюджетного планирования, проводиться качественная модернизация системы предоставления бюджетных услуг населению. В этих рамках уже начата работа по реализации пилотных проектов по формированию системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и совершенствования системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования, предусматривающих увязку объемов финансирования с результатами деятельности учреждения.
Совершенствование методов бюджетного планирования – не самоцель. Главная цель бюджетной политики - неуклонное стремление к повышению благосостояния людей.
Будет реализована политика Президента Чувашии Н.В.Федорова по последовательному повышению доходов граждан. Работникам бюджетной сферы уровень оплаты труда в течение будущих двух лет будет увеличен в 2 раза, на что будет дополнительно направлено около 6 млрд.рублей в расчете на год. Первым шагом будет повышение минимального размера оплаты труда до 2300 рублей с 1 сентября 2007 года.
Увеличатся ассигнования на социальную защиту семей с детьми, инвалидов и ветеранов. На днях подписаны два Указа Президента Чувашии, в соответствии с которыми значительно увеличилось число людей, получающих дополнительные льготы.
В течение 3 лет ставится задача по завершению формирования современной общественной инфраструктуры. Одно из этих важных направлений - соединение всех населенных пунктов дорогами с твердым покрытием в течение 2007-2008 годов. Это более 1 тыс. км и около 9 млрд. рублей инвестиций. Наравне с этим продолжится реализация масштабной программы по строительству сети физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами, жилья, систем водоснабжения и т.д.
Чтобы реализовать такие планы, нужно ужесточить принципы планирования и расходования ассигнований на капитальные вложения. Надо устранить ежегодный пересмотр стоимости строящихся объектов, неоправданное их удорожание, нарушения нормативных сроков ввода их в эксплуатацию. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства республики по полному финансированию.
Наравне с этим ставится задача поддерживать инфраструктуру в нормативном состоянии с тем, чтобы независимо от каких-либо конъюнктурных обстоятельств не сокращать финансирование расходов на нормальное содержание объектов. Лучше своевременно ремонтировать, чем заново строить.
Кабинет Министров республики уже приступил к формированию конкретных показателей трехлетнего бюджета и намерен подготовить бюджетные программы с наибольшей пользой для населения Чувашской Республики.