Министерство финансов Чувашской Республики

Сегодня обсуждена бюджетная политика Чувашской Республики в 2008-2010 годах

В Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики отмечено, что лидерство Чувашской Республики в социально-экономическом развитии будет обусловлено формированием благоприятных условий жизнедеятельности, повышением духовной просвещенности и качества жизни населения, обеспечением высоких темпов экономического роста и переходом к постиндустриальному обществу, налаживанием частно-государственного партнерства.

 Последние годы для республики были годами системного и ускоренного экономического, технологического, культурного развития. Темпы роста промышленного производства в 2006 году в Чувашской Республике составили 115,9 процента против 103,9 процента по России, сельскохозяйственного производства - 103,2 процента (по России - 102,8 процента), инвестиций в основной капитал - 119,5 процента (по России - 113,5 процента), ввода в действие жилых домов - 116,6 процента (по России - 115,2 процента). Тенденции по ускоренному развитию республики сохраняются и в текущем году.

 Консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2006 год по доходам исполнен на 19171,9 млн.рублей, или на 102,4 процента к уточненным назначениям. Рост в сравнении с предыдущим годом более чем на треть. Соотношение собственных доходов в общих доходах бюджета за последние 5 лет возросло от 57,5 до 68 процентов. А федеральная помощь за это время снизилась от 42,5 до 32 процентов, что свидетельствует о значительных положительных переменах в укреплении собственного налогового потенциала Чувашской Республики.

 Чувашская Республика демонстрирует высокий кредитный рейтинг наравне с крупнейшими донорами Российской Федерации. Рост кредита доверия способствует активной реализации совместных проектов с международными финансовыми организациями в области финансовых рынков, дорожного строительства, образования, здравоохранения. Чувашская Республика – единственный субъект России, кто имеет гарантию группы Всемирного банка по своим финансовым обязательствам без гарантий федерального Правительства.

 Чувашия стремится к совершенствованию системы управления общественными финансами. В прошлом году она прошла конкурсный отбор Минфина России на продолжение реформирования системы управления общественными финансами на новом уровне, обеспечивающем большую прозрачность бюджетного процесса в Чувашской Республике. Выигран конкурс на проведение эксперимента по обслуживанию казначейских счетов по учету средств федерального бюджета. В республике налажен бюджетный процесс на уровне четвертого уровня бюджета, поселенческого, функционирует казначейская система исполнения бюджетов.

 Осуществлен переход к формированию годового бюджета на основе трехлетнего финансового плана. Составлены реестры расходных обязательств, обеспечивающих прозрачность по составу и объему действующих обязательств. Постепенно внедряются принципы бюджетирования, ориентированного на результаты.

 Осуществлялось целенаправленное повышение зарплаты в бюджетной сфере, рост в прошлом году составил 27,6 процента, что значительно опережает рост потребительских цен (8,4 процента). Осуществлена замена во многом декларативных натуральных льгот денежными выплатами в отношении ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, семей с детьми. Все это способствовало повышению уровня жизни населения в целом. Реальные располагаемые доходы возросли на 23,1 процента (по России – 11,5 процента), реальная заработная плата – на 15 процентов (по России – 13,4 процента).

 Эффективно реализуются на территории Чувашской Республики приоритетные национальные проекты в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.

 Чувашская Республика динамично развивает общественную инфраструктуру. В 2006 году расходы инвестиционного характера в консолидированном бюджете составили около 22 процентов, в том числе за счет облигационных займов. Благоприятные условия для деловой активности и жизнедеятельности граждан становятся реальностью.

 При формировании и реализации бюджетной политики на очередной финансовый год и краткосрочную перспективу Кабинет Министров Чувашской Республики исходит прежде всего из приоритетов, установленных Посланием Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики. Для этой цели разработана Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, направленная на приближение к европейским стандартам жизни населения на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста. К 2020 году объем регионального валового продукта в сравнении с уровнем 2005 года должен увеличиться в 2,6 раза, инвестиций - в 4,9 раза, среднедушевые доходы населения - в 5,4 раза. Ежегодный ввод жилья должен составить 1 млн. 400 тыс.кв.метров, число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, должно уменьшится с 55 до 5 тысяч.

 В условиях достигнутой стабильности и долгосрочных планов развития Кабинет Министров Чувашской Республики выходит на формирование основы для более длинных горизонтов бюджетных прогнозов. С 2008 года сроки бюджетного планирования увеличиваются до трех лет, что предполагает устойчивость бюджетной системы на более долгосрочный период и возможность распорядителей средств и бюджетополучателей лучше планировать работу, ставить задачи, оценивать результаты деятельности, эффективней администрировать расходы, появляется возможность заключения долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов, повышения равномерности расходования средств и др.

 Важнейшая задача – сформировать устойчивую доходную базу республиканского бюджета Чувашской Республики, которая была бы мало подвержена постоянно меняющимся правилам предоставления дотаций из федерального бюджета. Необходимо больше влиять на пополнение тех источников, которые в наибольшей степени способствуют увеличению консолидированного бюджета Чувашской Республики через создание новых рабочих мест, развитие малого предпринимательства, развитие услуг, туристической деятельности, эффективное использование имущества и земли.

 Актуально обеспечение долгосрочной сбалансированности и безопасности бюджетной системы Чувашской Республики. С одной стороны, Кабинет Министров Чувашской Республики в отличие от многих субъектов Российской Федерации всегда обеспечивал сбалансированность ресурсов и обязательств. С другой стороны, очень важен взвешенный подход к вновь принимаемым обязательствам. Такие решения могут быть приняты только в строгой увязке с возможностями бюджета и ожидаемой эффективностью.

Среднесрочное финансовое планирование - необходимая предпосылка для реструктуризации бюджетного сектора и внедрения методов, ориентированных на результаты. Необходимо расширять практику современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. В конечном итоге целью программно-целевых методов бюджетного планирования, оценки результативности республиканских и ведомственных целевых программ должно стать неуклонное стремление к улучшению качества жизни граждан.

На это нацелены постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования», 15 февраля 2007 г. №28 «Об оценке результативности республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики».

Продолжится работа по качественной модернизации системы предоставления бюджетными учреждениями услуг населению, где основной задачей является повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, их экономической самостоятельности, применение механизмов, стимулирующих повышение качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов. В этих рамках уже начата работа по реализации пилотных проектов по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и совершенствования системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования, предусматривающих увязку объемов финансирования с результатами деятельности учреждения, включая стимулирование через формы оплаты труда работников.

 Будет реализована политика Президента Чувашской Республики по последовательному повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Уровень оплаты труда по всем работникам бюджетной сферы в течение будущих двух лет будет повышен в 2 раза, на что будет дополнительно направлено около 6 млрд.рублей в расчете на год. Первым шагом будет повышение минимального размера оплаты труда до 2300 рублей с 1 сентября 2007 года.

Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов может быть достигнуто только путем создания современной системы финансового менеджмента в органах исполнительной власти. Одним из важнейших компонентов этой системы является внутренний контроль и аудит.

Контроль и мониторинг не только направлены на предотвращение финансовых нарушений, но не в меньшей степени на выработку и принятие управленческих решений, направленных на повышение результативности расходов. В 2007 году Чувашская Республика подтвердила свое участие в реализации на территории республики субпроекта Минфина России и МБРР «Разработка методологии проведения бюджетного аудита на региональном и местном уровнях бюджетной системы и методологии оценки соответствия политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования типовым рекомендациям по оздоровлению региональных финансов».

 В течение 3 лет ставится задача завершения формирования современной общественной инфраструктуры. Особенно это актуально в сельской местности в целях усиления государственной поддержки агропромышленного производства. Одно из этих важных направлений - завершение основных работ по строительству дорог с твердым покрытием к населенным пунктам в течение 2007-2008 годов. Это более 1 тыс.км и около 9 млрд.рублей. инвестиций. Также продолжится реализация масштабной программы по строительству сети физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами, жилья, водопроводных систем и т.д.

 В условиях масштабности инвестиционных программ необходимо ужесточить принципы планирования и расходования ассигнований на эти цели. Надо перейти на современные принципы государственных капитальных вложений, исключающие ежегодный пересмотр стоимости строящихся объектов, нарушение нормативных сроков ввода их в эксплуатацию, неоправданное удорожание стоимости строительства объектов. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства Чувашской Республики по полному финансированию. Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования, материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов.

 Наравне с этим, ставится задача поддерживать инфраструктуру в нормативном состоянии, с тем, чтобы независимо от каких-либо коньюнктурных обстоятельств не сокращать финансирование расходов на нормальное содержание объектов. Лучше своевременно ремонтировать, чем заново строить.

С 1 января 2006 г. в Чувашской Республике введен в действие в полном объеме без переходного периода Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и построены новые межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований с учетом образования четвертого уровня бюджетной системы Российской Федерации - поселенческого.

 Необходимо обеспечить динамику увеличения бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Чувашской Республики, создать стимулы для развития экономического и налогового потенциала муниципалитетов, снизить уровни дотационности (в прошлом году только одно поселение являлось бездотационным!), повышение ответственности за принимаемые на местах решения. В этих целях будут реализованы принципы закрепления доходов за муниципалитетами на постоянной основе, недопущение зависимости объемов дотаций от фактических доходов местных бюджетов, четкого разграничения полномочий между муниципалитетами, соблюдение строго формализованных процедур выделения целевых субсидий и субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи по объектам, находящимся в муниципальной собственности. Будет осуществляться мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.



25 апреля 2007
00:00
Поделиться
;