"Фискальный сдвиг" ("РБГ")
Минфин предлагает перенести основную часть налоговой нагрузки с бизнеса на физических лиц
На расширенной коллегии Минфина России, которая состоялась на прошлой неделе, было отмечено, что формирование основ сосвременной налоговой системы государства с рыночной экономикой в целом закончено. Налоговая система базируется на принятых в мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики, в отличие от системы налогов и сборов, сложившейся еще в советские времена.
На среденсрочную перспективу, отмечается в материалах коллегии, не запланировано проведение глобальной перестройки налоговой системы, как это произошло с принятием Налогового кодекса. Но проведение институциональных реформ, которые помогут повысить конкурентоспособность российской экономики, интегрировать Россию в глобальные процессы мировой экономики, неизбежно. На практике это означает очередные изменения, которые будут вноситься в налоговое законодательство. Затронут эти изменения в первую очередь унификацию налоговых ставок и снижение налоговой нагрузки на экономику.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин и вице-премьер Александр Жуков отметили, что налоговая реформа в России, которая началась с принятия первых глав Налогового кодекса, практически не имела аналогов в мире. Так, по словам А.Кудрина, первые полтора десятка законов, принятые в конце 1991 года, действовали на протяжении всех 90-х годов, хотя изменения, которые были внесены в эти законодательные акты, были столь велики, что проще было принять новые законы, чем корректировать старые. Тогда и проблем было бы меньше. Еще один большой минус прежнего налогового законодательства, отметил министр финансов, в том, что законы были подготовлены "в тяжелейших экономических и политических условиях", принимались они быстро, а потому не отличались глубиной проработки. А результат вылился в то, что российская налоговая система с самого начала "обладала врожденными недостатками". Речь идет о налоге на прибыль, сохранении целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды, неоправданно низких налогах с граждан, карательном уклоне налоговой системы в целом.
Правда, отметил А.Жуков, утверждать, что в области совершенствования налоговой системы в 90-е годы не было никакого продвижения, неверно. Наиболее знаковое событие касается принятия в 1998 году первой части Налогового кодекса. Благодаря чему удалось решить ряд прблем в части взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, а также администрированием сбора налогов. Между тем при прохождении через Думу документ утратил многие важные нормы и новаторские идеи. И в результате это породило новые проблемы.
В будущем приоритетным направлением налоговой реформы останется облегчение реальной налоговой нагрузки на экономику. Но одновременно, что уже делается сейчас и будет происходить в дальнейшем, - это сокращение перечня льгот, особенно в части налога на прибыль. К слову сказать, в 90-е годы большинство предпринимателей уходили от уплаты этого налога, показывая в бухгалтерских балансах нулевую прибыль.
Не менее одиозной для бизнеса налог - НДС. Он является основным и наиболее стабильным источником пополнения казны. Поэтому резкие снижения ставки этого налога не совсем оправданны. Тем не менее плавное снижение ставки произошло, и вполне вероятно, что через год-другой правительство вновь вернется к рассмотрению этого вопроса. Так как динамика поступлений НДС в бюджетную систему в 2004-2006 годах имела тенденцию к спаду из-за сокращения доходов от НДС, начисленных при операциях на внутреннем рынке.
Значительные изменения коснутся в будущем и рядовых налогоплательщиков. Не надо забывать, что главный лозунг налоговой реформы звучит так: снижение налоговой нагрузки на юрлиц и перенос части налогового бремени на плечи физлиц. Ныне действует единая шкала подоходного налога, которая в обозримом будущем может быть персмотрена и введен принцип прогрессивной шкалы. Второй налог, который напрямую затронет граждан, - это налог на недвижимость. В перспективе доходы от налога на недвижимость будут составлять основной источник доходов местных властей. Из-за непроработанности таких вопросов, как кадастр объектов недвижимости и земли, заставил власти отложить на время муниципальную реформу. Но это вопрос времени, считают в Минфине. Что касается самого налога, то объектом налогообложения должен являться единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения. Ставки налога будут определять местные власти.