"Регионы призвали обогащаться самостоятельно" ("КЪ")
Замминистра финансов Антон Силуанов объявил, что Минфин, по крайней мере в этом году, не будет обсуждать предложения регионов по "совершенствованию бюджетной политики" путем передачи им дополнительных источников налогов. Минфин считает, что региональные бюдежты в сумме имеют прфицит 57 млрд. рублей и жалобы регионов на трудности финансирования расходов необоснованны.
Вчера в Совете федерации на организованном комитетом по делам федерации и региональной политике заседании круглого стола обсуждались основные направления совершенствования межбюджетных отношений. Замминистра финансов Антон Силуанов, выступивший с основным докладом, сразу объявил представителям регионов, что Минфин не готовит и не поддержит никаких предложений по перераспределению налоговых источников и расходных полномочий. Иными словами, вступившее в 2006 году в силу разграничение полномочий и доходных источников между центром, регионами и муниципалитетами вближайшее время пересматриваться не будет.
Ранее предполагалось, что Минфин, по крайней мере, готов обсуждать компромиссные решения. Напомним, что известные "Ъ" предложения регионов заключались в передаче им части НДС, всего налога на прибыль, акцизов на горюче-смазочные материалы. Минфин их рассматривать не будет. То же касается и предложения зачислять подоходный налог на физических лиц не по месту их работы, а по месту жительства. "мы не поддерживаем эти предложения",– категорически заявил Антон Силуанов.
Совершенствовать межбюджетные отношения Минфин собирается другими способами: повышать качество управления региональными финансами (то есть внедрять новые методы бюджетного планирования) и стимулировать регионы увеличивать доходы. Для этого Минфин предлагает прежде всего изменить методику предоставления финансовой помощи регионам из федерального бюджета . "Такая система стимулирует иждивенчество",– считает замминистра. Однако Минфин не торопится вовсе отказаться от помощи регионам. Если регион добился роста выше среднего, то она лишь немного уменьшится.
Кроме манипулирования объемом трансфертов предлагается манипулировать степенью финанасовой свободы регионов. Тем регионам, у которых размер помощи из центра составляет меньше 20% их собственных доходов сейчас таких регионов 20), будет разрешено все, что не запрещено Бюджетным кодексом. Регионы, у которых доля помощи составляет 20-60% собственных доходов (57 регионов), будут ограничены в расходах на создание органов госвласти, в размере зарплат бюджетников. Регионы в случае наличия у них каких-либо долгов, кредиторской задолженности будут получать предписания Минфина.
Те же регионы, у которых доля помощи составляет больше 60% собственных доходов (20 регионов), будут работать фактически под контролем Минфина: им придется заключать с министерством договоры, где будут перечислены все установленные для них ограничения вплоть до предоставляемых ими льгот. Кроме того, бджеты этих регионов будет иметь право проверять федеральная Счетная палата. Антон Силуанов не считает, что введение в регионах внешнего управления из центра может способствовать снижению их дотационности: временная администрация, по его словам, может проверять регион, но не может стимулировать рост доходной базы.
Несмотря на жесткую позицию Минфина, регионы, скорее всего, будут настаивать на передаче им дополнительных налоговых источников. Вчера все выступавшие жаловались на нехватку деег на реализацию переданных им полномочий, в том числе по целому ряду льгот. Представитель Красноярского края Вячеслав Новиков заявил, что дефицит в региональных бюджетах составляет 100 млрд. рублей. Но у Минфина другие расчеты. По словам замминистра Силуанова, уже три года доходы регионов растут темпами выше уровня инфляции. В 2005 году регионы планировали получить 2,7 трлн. рублей, а получили 2,94 трлн. Профицит региональных бюджетов вырос до 57 млрд. рублей.
Однако, как утверждает председатель думского комитета по делам федерации Виктор Гришин, растут в основном четыре-пять нефтяных регионов, в том числе Москва, Тюмень, татария. Их доходы составляют примерно половину всех доходов региональных бюджетов, и 80% роста профицита дали Тюмень, Москва и Санкт-Петербург. Впрочем, для Минфина это не является серьезным аргументом.