"Рост в экономике – прибавка в казне" ("СЧ")
У бюджета – социальные ориентиры
Правительство республики одобрило проект бюджета на следующий год. По данным Министерства финансов, доходы республиканской казны составят 13,2 млрд., расходы – 14,2 млрд. рублей. С учетом федеральных поступлений – соответственно 16,2 и 16,7 млрд. Дефицит республиканского бюджета ожидается выше, чем в нынешнем году, что потребует больших усилий для его наполнения.
Сокращены некоторые виды дотаций из центра. По мнению первого вице-премьера – министра финансов Н.Смирнова – из-за несовершенства методики федеральной помощи. В больших объемах ее получают не развивающиеся, а застойно бедные" регионы. Чувашии по этой причине на следующий год недодают около 500 млн. рублей. Правда, еще есть возможность избежать этого через фонд сбалансирвоанности региональных бюджетов.
Однако при обсуждении проекта бюдежта на заседании правительства Президент Н.Федоров попросил не драматизировать ситуацию. "Выходит, чтобы получать дополнительные средства из Москвы, надо отставать в развитии? это не для нас",– сказал глава республики. Дополнительные поступления в казну от собственного экономического роста все же надежнее. К тому же в Москве уже начинают понимать несправедливость помощи "сирым и убогим" в ущерб развивающимся регионам, о чем говорилось во время недавней беседы Президента Чувашии со спикером Госдумы Б.Грызловым.
Бюджет-2006 имеет несколько особенностей. Главная – появление еще одной казны – поселенческой в рамках реформы местного самоуправления. Как известно, многие регионы оказались неготовы к ней, и Госдума решила отсрочить введение новых муниципальных отношений. Эту инициативу поддержал и наш депутат А.Аксаков, за что его министр укорил. Мол, не мешало бы посоветоваться со своим электоратом, ведь Чувашия готова к переходу на новую форму местного самоуправления. Внесены соответствующие изменения в закон о бюджетном регулировании, в муниципальных бюджетах заложены средства на поддержку поселенческих.
В следующем году увеличиваются расходы на социальные нужды, в том числе на повышение зарплаты бюджетников с 1 мая в среднем на 37,5 проц. (по России – на 20 проц.). Более 300 млн. рублей дополнительно выделяется на монетизацию льгот.
Солидные ассигнования предусматриваются и на развитие общественной инфраструктуры. Только на улучшение водоснабжения – более миллиарда рублей.
дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения ценных бумаг на биржах, а также кредитов Всемирного банка. В Чувашию (в числе четырех российских регионов) займы пойдут напрямую, без федеральных гарантий. Это показатель высокой крдитоспособности республики.
Возрастают также расходы на господдержку сельского хозяйства. В связи с этим глава комитета по аграрной политике и экологии Госсовета А.Самылкин предложил большую часть средств напрвлять на дотации по конечным результатам работы сельзозпроизводителей, а не на промежуточные затраты. Министр финансов такое предложение не принял. Но Президент посоветовал учесть разные варианты, в том числе и такой, если он оправдает себя.
Со следующего года отменяются налоговые льготы для социально-культурных объектов, что позволит казне получить дополнительно около 200 млн. рублей. Минфин долго колебался насчет такой же меры для объектов ЖКХ и решил пока их не трогать, хотя сумма тут внушительная – 400 млн. рублей. о коммунальщики с этим вряд бы смирились и тут же подняли бы тарифы. А это, в свою очередь, могло повлечь увеличение расходов на денежную компенсацию пенсионных льгот.
Другой бюджетный источник – транспортный налог. Его намечается увеличить на 36 проц. Цифра вроде бы солидная, но ставки налога в республике самые низкие среди соседних регионов. Для легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил – 9 руб., тогда как, например, в Татарстане – 21 руб. Заметная разница и для остальных классов легковушек.
По мнению министра финансов, невысокий транпортный налог стимулирует "автомобилизацию" населения. Но Президент и премьер-министр С.Гапликов с этим не согласились. Покупая машину, вряд ли кто задумывается, какой налог придется платить. Поэтому нет смысла занижать ставки.
Еще одно новшество: налог на вмененный доход будет поступать не в республиканский, а в муниципальные бюджеты. А индивидуальные предприниматели смогут рассчитаться с казной либо по этому налогу, либо на основе патента, что упрощает фискальную процедуру.
Вице-премьер – министр сельского хозяйства М.Игнатьев предложил предусмотреть послабление по налогам на имущество и прибыль для местных филиалов иногородних инвесторов, если они вложили не менее 100 млн. рублей. Это якобы должно повысить инвестиционнуую привлекательность республики.
У сторонних инвесторов и без того немало льготю "А может, они еще и возмещения своих инвестиций попрост?"– парировал С.Гапликов. Тогда вместо выгоды республика получит убытки. Руководитель Управления Федеральной налогвой службы по Чувашии А.Дергачев заметил, что лишние льготы только развращают. Если учесть, что таких филиалов около трехсот, то "попахивает офшором", добавил министр финансов. Поэтому не следует повторять плохой опыт Калмыкии, Мордовии, Бурятии, резюмировал Президент.
В ближайшее время проект бюджета будет вынесен на рассмотрение парламента республики.