"Социальный вектор бюджета" ("Республика")
Только важностью рассматриваемого вопроса и необходимостью оперативно обсудить его было обусловлено проведение совместного заседания двух парламентских комитетов – по бюджетно-финансовым вопросам и экономической политике и по аграрной политике и экологии. Однако вновь не обошлось без попыток политизировать Госсовет республики, которые исходят в последнее время от представителей известной партии. Но настрой на работу пересилил, и обсуждение проекта Закона ЧР "О внесении изменений в акон Чувашской Республики "О республикнаском бюджете Чувашской Республики на 2005 год" прошло в деловом русле.
Докладчик – министр финансов Н.Смирнов, хотя, как всегда, был краток, в своих лаконичных формулировках и на конкретных примерах сумел доходчиво объяснить, почему уже сегодня необходимо пересматривать статьи республиканского бюджета. не секрет, что сей главный финансовый документ бычно утверждается с определенным дефицитом, т.е. расходы превышают доходы. Итоги первого квартала показали, что экономика республики развивается динамично. А это – бесперебойное поступление налогов. К тому же пришли деньги из фондов федеральной финансовой помощи, и на фондовом рынке ценных бумаг удалось удачно продать векселя и облигации республиканских займов. Кстати, министр заверил, что долговая политика предельно управляема, и основаий для беспокойства нет. В результате предпринятых правительством мер доходная часть бюджета увеличилась на 644 млн. рублей. Было бы неразумным "заморозить" статьи расходов. Кстати, по словам министра, они возросли на 768 млн. рублей.
Бюджетные деньги не тратятся налево и направо. Здесь доминирует социальная направленность расходов. Свою роль сыграла далновидная политика Президента Н.Федорова в период перехода на монетизацию льгот. Об этом мало говорят, но ведь стабильность в республике обеспечили и депутаты, законодательно предусмотрев в республиканском бюджете денежные средства на государственную поддержку отдельных категорий граждан.
В традициях федрелаьного центра – передавать регионам часть полномочий без соответствующего финансового обеспечения. Так произошло недавно с передачей системы профессионального обрахзования. Для того, чтобы училища не закрылись, в республиканском бюджете необходимо срочно изыскать около 200 млн. рублей. Как и почти 75 млн. рублей на денежное содержание общественной милиции. Это незапланированные расходы, их нам подкинули из центра. Но есть и дополнительные траты, вызванные необходимостью повысить заработную плату работникам бюджетной сферы, на поддержку участников войны и тружеников тыла. В ходе реализации недавнего Указа Президента Чувашии на увеличение размерадетских пособий потребуется около 90 млн. рублей. Целевые республиканские программы тоже не обойдутся без дополнительных денежных вливаний. Например, на завершение газификации населенных пунктов, предоставление субсидий молодым семьям для строительства жилья, закрепление на селе руководящих кадров агропромышленного комплекса, инновационную политику.
С такой трактовкой мотивов внесения изменений в действующий закон о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год, высказанных министром финансов, депутаты в основном согласились. Для уточнения ими было задано немело вопросов, затрагивающих острые проблемы жизни Чувашии. А.Шумова волнует, хватит ли денег на содержание местных дорог. Э.Алексеев поинтересовался размерами компенсаций федерального центра в ходе реформы социальных льгот. Оказывается, Москва перечислила 16 млн. рублей на бесплатный проезд на транспорте. Ю.Скрипилину разъяснено, что правительство намерено укреплять казенное государсвтенное предприятие "Продовольственный фонд ЧР", которое от закупок зерна от товаропроизводителя скоро перейдет на закупку мясомолочной продукции. А потребкооперация будет работать в этом направлении на коммерческой основе. Дальнейшая судьба Цивильского совхоза-техникума беспокоит А.Самылкина. Предполагается выделить 30 млн. рублей на строительство 30-й дороги в Чебоксарах – таков ответ на вопрос В.Осанова.
И, наконец, об упомянутой попытке политизировать ситуацию. В.Карпычев просил прописать отдельной строкой в законе о бюджете расходы в пределах 300 тыс. рублей на финансирование местной передачи "Парламентский час", чтобы каждый депутат в течение года имел возможность пять минут покрасоваться на экране телевизора. Наверное, чтобы его не забыли.
К счастью для избирателей, подавляющее большинство народных избранников предпочитает иные методы депутатской работы. Не останавливаясь на этой странной просьбе, члены двух парламентских комитетов довели обсуждение важного законопроекта до конца. Теперь его рассмотрит внеочередная сессия Госсовета ЧР.