Министерство финансов Чувашской Республики

"В 2005 год – с бюджетом роста и развития" ("Республика")

10 ноября чувашские парламентарии собрались на свою очередную 19-ую сессию и рассмотрели большой пакет законопроектов, главным среди которых, бесспорно, был принятый в перовм чтении республиканский бюджет на следующий год. В работе депутатского форума приняли участие Президент Чр Н.Федоров, председатель правительства С.гапликов, главный федеральный инспектор по республике А.Муратов, полномочный представитель Президента Чувашии в Государственном Совете – глава администрации Президента П.Краснов.

В своей вступительной речи Председатель Госсовета М.Михайловский подчеркнул, что все 19 законопроектов, принятые на предыдущей сессии, уже подписаны главой республики. Затем заявил, что основной вопрос повестки дня – несомненно, главный финансовый документ, внесенный Президентом.

Оценивая его в целом, руководитель парламента отметил, что он, как и все бюджеты прошлых лет, является бюджетом роста и развития, повышения благосостояния народов Чувашии.

Но перед обсуждением бюджетного документа парламентариям следовало одобрить сразу в двух чтениях поправки в закон о вопросах налогового регулирования, отнесенных к ведению субъектов федерации. Это было вызвано тем, что в течение текущего года несколько раз менялось налогвое законодательство, и изменения необходимо было учесть в ходе рассмотрения проекта бюджета. Например, в перечень видов деятельности, в отношении которых может прменяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, законопроект добавляет услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и услуги по рспространению и размещению наружной рекламы, а также устанавливаются значения корректирующих коэффициентов по этим видам деятельности в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве.

Проголосовав "за", депутаты приступили к рассмотрению главного документа повестки дня сессии. Докладчик – министр финансов Чувашии Н.Смирнов – предварительную работу над проектом бюджета в комитетах Гососвета оценил как конструктивную. В основе его – Послание Президента ЧР чувашскому парламенту весною этого года и апрельский указ главы республики об основных направлениях бюджетной политики. В качестве основных задач министр в первую очередь назвал следующие: обеспечение стабильного экономического роста на инновационной основе и прозрачности бюджетных отношений, проведение эффективной социальной политики, повышение реальных доходов населения и качества жизни. Расходы консолидированного бюджета ЧР прогнозируются в сумме 13,78 млрд. рублей (в т.ч. республиканского – 11,48 млрд. рублей), доходы – 13,08 млрд. рублей. Предельный размер дефицита – 724 млн. рублей, источниками его финансирвоания определены госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, кредиты и доходы от продажи государственного имущества.

– Здесь мы исходим из того, что государственным заимствованиям по-прежнему отводится роль дополнительного экономически оправданного источника доходной базы республиканского бюджета для финансирования широкомасштабных инвестиционных социальных программ,– сказал Н.Смирнов.

Учитывая, что впервые в стране на законодательном уровне произошло разграничение расходных полномочий между бюджетами разных уровней, обнажились отдельные проблемы. например, центр на свой уровень оставляет весьма ограниченный круг льготников с меньшими расходами (всего на 100 млн. рублей), а большую часть "переносит" на уровень регионов. В этих условиях Чувашии передаются расходы около двух миллиардов рублей, в которых только поддержка ветеранов обойдется республиканской казне на четверть этой суммы. Реформа льгот также потребует затрат на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей (245 млн. рублей), защиту детей-сирот (271 млн. рублей) и т.д. По словам докладчика, местная власть, как выяснилось в ходе обсуждения  проекта  бюджета, была готова к такому повороту событий. Президентом ЧР был издан ряд указов упреждающего характера. Министр напомнил присутствующим слова, сказанные Н.Федоровым: "мы не допустим ухудшения достигнутого уровня социальной защиты льготной категории граждан своей республики". Словом, закон о республиканском бюджете и местные бюджеты, которые сейчас формируются, станут гарантом социальной защиты населения и жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства.

Обозначив некоторые параметры развития общественной инфраструктуры, докладчик назвал сумму, которая предусмотрена на завершение газификации, обеспечение населения качественной питьевой водой, доступным жильем – 3 млрд. рублей.

С трибуны сессии было озвучено заключение Контрольно-счетной палаты Госсовета ЧР по проекту бюджета. Ее председатель Т.Константинова, высказав отдельные замечания, в целом поддержала финансовый документ и рекомендовала принять его в первом чтении.

Зместитель профильного комитета Н.Якимов озвучил мнение своих коллег, которые также поддерживают принятие проекта бюджета в первом чтении, но при этом просят учесть предложение Комитета по аграрной политике и экологии о субсидировании затрат в сумме 30-40 млн. рублей, необходимых на приобретение минеральных удобрений для сельхозтоваропроизводителей. Эту  мысль в ходе обсуждения финансового документа значительно усилил главный депутат-аграрий в Госсовете А.Самылкин. Процитировав выступление Президента республикив 2000 году о необходимости оказания государственной поддержки селу, он напомнил, что "без организации эффективного минерального питания выращивание сельхозкультур становится низко рентабельным и в этих условиях нет смысла тратить деньги на семена и пестициды, а также на проведение комплекса весенне-полевых работ", и попросил оказать помощь сельчанам из бюджета следующего года в размере 45 млн. рублей на эти цели. Качественный урожай, по его мнению, окупит затраты. Учитывая , что за последние 13 лет парк сельхозтехники на селе уменьшился чуть ли не в два раза, Александр Петрович попросил для его обновления из лизингового фонда следующего года еще 50 млн. рублей.

Депутат А.Бородавин обнажил некоторые проблемы Чебоксарского района, связанные с финансированием строительства стадиона в полном объеме и противооползневых работ в п.Кугеси. Поддержал своих коллег-депутатов Ч.Шлепнев.

– Я работник промышленности, но безразличным к проблемам селян не могу оставаться. Там мы строим дороги, проводим газификацию, чтобы деревня жила лучше. Ну, если урожай будет собираться все меньше и меньше, а селяне жить беднее и беднее – в итоге уйдет оттуда народ и развитая инфраструктура будет ни к чему. 

В своей заключительной речи министр финансов обещал, что на минеральные удобрения деньги, по всей видимости, будут выделены. Что же касается  закупки комбайнов и тракторов, бюджет не в состоянии выдержать эту нагрузку, ведь ставки по лизингу и так субсидируются правительством. К тому же продукцию сельхозтоваропроизводителей республика закупает по цене, гарантированной Кабинетом Министров. В нынешних рыночных условиях аграриям самим следует быть активнее. Чтобы расплатиться за строительство стадиона в Кугесях, заметил Н.Смирнов, пока не хватает средств. Именно с учетом этого району были увеличены трансферты. Видимо, эти деньги были сипользованы на другие нужды. Так что теперь придется подождать.

Несмотря на то что решение о прекращении прений народными избранниками было принято, вопросы в адрес докладчика не переставали поступать. Полемика завершилась, после того как председательствующий напомнил, что все поступившие поправки и замечания будут рассмотрены согласительной комиссией перед вторым чтением бюджета. Депутаты почти единогласно одобрили главный финансовый документ на 2005 год в первом чтении и сразу же образовали согласительную комиссию.

19 ноября текущего года депутаты Госсовета вновь соберутся в зале заседаний и рассмотрят проект республиканского бюджета во втором чтении.  

   



17 ноября 2004
00:00
Поделиться
;