"Финансирование с ориентацией на результат" ("Республика")
Члены Комитета Госсовета ЧР по бюджетно-финансовым вопросам и экономической политике в минувший четверг обсудили проект закона "О республиканском бюджете ЧУвашской Республики на 2005 год". Хотя было рассмотрено 11 вопросов повестки дня, в том числе проекты четырех других законов, разговор то и дело возвращался к статьям основного финансового документа. Заместитель председателя профильного комитета Николай Якимов, представив состав экспертов, среди которых были министры, руководители ведомств и ведущие специалисты отраслей экономики, отметил, что высказать свою позицию подошли депутаты-аграрии. За рабочим столом был и Председатель Государственного Совета республики Михаил Михайловский.
Прежде чем доложить об особенностях формирования и прогнозных параметрах бюджета на будущий год, министр финансов Николай Смирнов сообщил о проделанной работе над проектом закона "О внесении изменений в закон ЧР "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации". Например, вносится изменение по делегированию полномочий по принятию решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, налоговыми органами пом есту нахождения заинтересованного лица. расширяется перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход. Изменен минимальный порог ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъекта. На региональном уровне устанавливаются три вида налогов (на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный). В свою очередь с 1 января будущего года водный налог и плата за пользование водными объектами полностью зачисляются в федеральный бюджет.
Члены комитета внимательно выслушали обстоятельный доклад Николая Смирнова. Он подчеркнул, что прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2005 год подготовлен правительством исходя из основных направлений бюджетной политики, определенных соответствующим Указом Президента ЧР. Объем валового регионального прподукта должен достичь 65897,6 млн. рублей, что составит его рост к уровню нынешнего года на 6% (в сопоставимых ценах). Предельный размер дефицита установлен в сумме 724011,6 тыс. рублей, что составляет 10,6% к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
Не пересказывая другие важные его составляющие, остановлюсь на проблемах, вызвавших жаркую дискуссию депутатов. К вопросу о государственных гарантиях вернулись несколько депутатов, которым было непонятно, почему в проекте бюджета вновь прописали средства для "Булгар-Хмеля", хотя на предприятии сменился хозяин? Министру пришлось заверить членов комитета, что долги будет погашать сама фирма, а строку о госгарантиях необходимо оставить.
Эмоционально и по существу высказался директор хозяйства "Ударник" Моргаушского района Платон Давыдов. Назвав ситуацию с обеспечением минеральными удобреиями критической, он сказал: "Ничего не выделяя, хотим что-то иметь. Если мы лишим крестьян поддержки, то совершим ошибку". на что министр заметил: "Мы должны отходить от устаревших принципов распределения, не давать средств, а организовать на республиканском уровне закупку удобрений на выгодных условиях". Предскдатель сельхозкооператива "Луч" Янтиковского района Никлоай Иванов предложил отдельной строкой записать выделение денег на минеральные удобрения. Его возмущает постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы. Если хлеб подорожает, то сразу собирается комиссия, правительство ломает голову над "политическим" вопросом. А когда на 38% подскочили цены на топливо и бензин в самый разгар уборочных работ, даже отраслевое министерство стыдливо промолчало. "Крестьянина нельзя оставлять один на один с растущими проблемами,– продолжил разговор директор ООО "Агрофирма "Алатырская" Михаил Алексеевнин.– Необходимо выделять государственную помощь непосредственно для развития сельского хъозяйства, а не на содержание обслуживающего аппарата". Депутат также заострил внимание на падении плодородия почвы, на комплексном развитии села.
Отвечая аграрникам, Николай Смирнов сослался на указы Президента по подъему сельскохозяйственного производства, социально-экономическому развитию села. Нужно находить такие формы взаимодействия с хозяйствами, чтобы каждый вложенный рубль эффективно работал, создавать благоприятный инвестиционный климат.
Члены комитета поднимали и другие темы. Так, депутат Фридрих Альштут задал вопрос о предпринимаемых правительством мерах по капитальному ремонту жилья. Олега Молякова интересовала финансовая составляющая проведения выборов высшего должностного лица, хотя нового закона пока нет. Как не стоит делить шкуру неубитого медведя, так и в данном случае рано говорить о предполагаемой экономии бюджетных средств. Вновь депутат заговорил об ужесточении акцизной политики. Он предложил на 0,5% увеличить дефицит бюджета, предусмотреть дополнительное выделение средств по многим статьям.
По мнению депутата Владимира Осанова в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства не все благополучно. На конкретных примерах он сумел убедить членов комитета, чтобы министр на одной из сессий парламента доложил ро руководостве отраслью. Депутат Эдуард Алексеев, говоря об усложнивжейся ситуации с эксплуатацией дорог, предложил 40% транспортного налога передать муниципалитетам на ремонт и содержание дорог.
Председатель Контрольно-счетной палаты Гососовета ЧР Тамара Константинова ознакомила членов комитета с заключением на проект закона о бюджете. Она обратила внимание депутатов на необходимость указывать расшифровку порядка финансирования каждой целевой республиканской программы. Что нельзя реализовать сейчас, надо предусмотреть при формирвании проекта бюджета на 2006 год. Аудиторы палаты обнаружили недобор по графе 20-процентное отчисление от прибыли, полученной государственными унитарными предприятиями. Почему статья не работает? Оказывается, балансовые комиссии ГУП не собирались, не принимали решения об уплате налогов. "Кто должен проверять предприятия? На основании какой нормы записывается эта строка в бюджете?"– поинтересовался Председатель Госсовета Михаил Михайловский. Виновника назвали быстро: Минимущество ослабило контроль.
Комитет после многочасового обсуждения поддержал проект закона "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год" и внес его на рассмотрение очередной сессии с учетом рекомендаций и замечаний. В своем решении депутаты также записали пункт об изыскании дополнительного финансирования в размере 30-40 млн. рублей на покупку минеральных удобрений. Предожили на одной из ближайших сессиий заслушать отчет министра транспорта и дорожного хозяйства.