Министерство финансов Чувашской Республики

"Горячие точки" бюджета ("РГ")

Основной торг в Думе пойдет вокруг средств для регионов 

Правительство пердало проект бюджета в Думу. И пока депутаты с министрами отдыхают, проект бюджета на 2005 год обсуждается политической и деловой элитой, общественностью, экспертами.

Представляя свой труд, сотрудники минфина делали упор не только на росте доходов по основным статьям бюджета, но и на его соответствии экономической стратегии страны. Говорилось и об увязке бюджетной идеологии с проведением масштабных реформ, прежде всего межбюджетных отношений, замене льгот деньгами и либерализации налогового бремени.

Однако практически все аналитики обратили внимание на значительный, опережающий все другие статьи, рост финансирования национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Однозначных оценок этому ожидать не приходится. Увеличение государственного оборонного заказа на 40% нельзя не приветствовать – потребности ВПК и обороноспособности продиктованы временем. Но нужно ли тратить деньги на модернизацию морально устаревших моделей самолетов, о чем говорил недавно министр обороны? И еще – если такой рост не сочетается со столь же масштабным финансированием социальных программ, то сомнения в том, что разработчики бюджета никого не обидели, усиливаются. В связи с этим многие эксперты вспоминают мощный экономический прорыв Южной Кореи в 70-80 годы, который был обеспечен ваысоким качеством роста. Они подчеркивают, что расходы на образование росли быстрее. чем военный бюджет, несмотря на соседство с непредсказуемой Северной Кореей. Была продемонстрирована четкая связь между образованием и ростом ВВП, показано, что рост – это не только и не столько произведенные товары и услуги, но и качество жизни людей.

Еще одна из "горячих точек" нового бюджета – принятая концепция разграничения полномочий между разными уровнями власти. Общественное мнение пока еще с опаской воспринимает новую линию государства. "на регионы сбрасывается все больше полномочий без достаточных ресурсов для их реализации",– считает один из экспертов, опршенных "РГ".

По данным Экономической экспертной группы, в 2004 году 71 из 89 регионов России был дотационным, а 42 региона остро нуждаются в финансовой помощи. В нынешних условиях сбрасывание на регионы дополнительных социальных обязательств может привести к увеличению их числа. Порой достаточно и незначительного роста расходов, чтобы регион-донор запросил о федеральной помощи. Такие данные: разрыв в бюджетной обеспеченности самых богатых и самых бедных регионов в России достигает соотношения 1:200, если считать только их собственные доходы, без федеральной помощи. Это сравнимо с доходами развитых и беднейших стран по классификации ООН. В этих условиях поверить в равную инвестиционныую привлекательность регионов может лишь профессиональный оптимист. Но тем не менее разграничение прлномочий разных уровней власти – вполне обоснованная стратегия.

Много сейчас говорится о фискально-бюджетном смысле принятых законов о замене льгот деньгами. Часть экспертов считает, что это одно из ярких проявлений линии на сокращение бюджетных расходов. Сокращения любой ценой и без сотнесения с целями долгосрочного развития. Является ли продуманной социальной политикой снижение ставки ЕСН, в результате которого сократились расходы фондов социального и обязательного страхования? Это более сложный вопрос. Налог на бизнес сократился – одновременно увеличилась нагрузка на широкие слои населения. Это, как говорится, непопулярные, но, по сути, безальтернативные меры.

Уже пятый год идет существенный рост экономики, а цена на основной экспортный товар – нефть – достигла рекордных высот. Сложились исключительно благоприятные условия не для сохранения накопленного – для использования огромных ресурсов для рывка вперед. И закономерно, что во многие статьи бюджета заложены серьезные средства для инвестиций.

Но проект бюджета, по мнению экспертов, не отражает достаточно тему "дирижизма", учатсия государства в экономике. Обычно власть призвана решать те проблемы, которые старательно обходит рынок: инновационная деятельность и доступ к кредитам для малого и среднего бизнеса, дорогостоящая замена инфраструктуры, финансирование проектов в обрабатывающей промышленности. Однако у нас "частногосударственное партнерство" в самом зародыше. Пока есть точечные решения правительства о поддержке тех или иных проектов. Или субсидирование процентных ставок по кредитам в угольной и сельскохозяйственной отраслях. Нельзя, однако, забывать, что вписать сумму инвестиций в строку бюджета и проводить постоянную линию на модернизацию – разные вещи. Но необходимо принять во внимание, что условия для усиления воздействия власти на экономику тол ко формируются, и жизнь может подсказать нестандартные решения.

Не обойден общественным и экспертным вниманием  и Стабилизационный фонд. Уже к началу следующего года его объем превысит рубеж в 500 млрд. рублей. После этого Бюджетный кодекс разрешает средства использовать не только на покрытие внешнего долга, но и на иные цели. Одна из них – финансирование Пенсионного фонда. Но что будет дальше? С одной стороны, фактическое замораживание огромных денег приведет к их обесцениванию. Но с другой – и "вброс" их в экономику чреват инфляционным всплеском. Минфин принял сдержанно-консервативное решение. Возможно, инвестиорваны средства и будут, но в высокодоходные ценные бумаги.

Из числа потенциально перспективных и действенных новаций проекта бюджета-2005 выделяется попытка ввести показатели деятельности министерств и ведомств. Половинчатость этого процесса была неизбежна: реформа правительства идет всего пятый месяц. Но уже очевидно, что министерства нашли нужный механизм, который сможет эффективно заработать в 2006 году. Усилилась роль министрества экономического развития в разработке этой стратегии. У министерств появилось право определять свои стратегические цели, обосновывать их и выбирать средства. И это может стать началом перелома многолетних ведомственных традиций.

В целом проект бюджета вобрал в себя и как свежие идеи, разработанные под планы удваения ВВП, так и косность прежних, неэффективных сегодня, подходов. Видны следы напряженного переходного периода, который переживают и ведомства, и общество.



01 сентября 2004
00:00
Поделиться