Министерство финансов Чувашской Республики

Пятилетки возвращаются ("КЪ")

Вчера правительство одобрило реформу бюджетного планирования. Ее главная идея – переход от нынешнего сметного способа планирования расходов "от достигнутого" без особой их увязки с ожидаемыми результатами к программному планированию с четкой формулировкой целей и показателей.

"В настоящее время в основном используется инерционный подход в бюджетном планировании",– сказал вчера в своем докладе вице-премьер Александр Жуков. Вице-премьер пояснил, что правительство не имеет среднесрочного горизонта бюджетного планирования, а в основном используется годичный горизонт. По словам господина Жукова, сложившаяся тенеденция ограничивает возможности и стимулы к увеличению эффективности расходования бюджетных средств, а также более четкой ориентации на достижения общественно значимых результатов. Поэтому, как считает вице-премьер, необходимо переходить "к программно-целевому подходу", который позволил бы установить связь между расходами и результатами.

Согласно докладу вице-премьера, работу ведомств и чиновников будут оценивать, исходя из плановых результатов, которые будут закреплены непосредственно в законе о бюджете.

Уже в бюджете-2006 появится "программная классификация", из которой, в частности, налогоплательщики смогут понять, какую общественную пользу должно принести каждое министерство и ведомство.

В правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов реформу уже окрестили "настоящей шоковой терапией для ведомств". В течение полугода комиссия учила ведомства правильно формулировать их стратегические и тактические цели, то есть результаты деятельности. Самое интересное – это показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей. Они выфражаются в цифрах, по которым будет оцениваться работа ведомств. Например, Министерство здравоохранения и социального развития имеет 5 стратегических целей – от повышения реальных денежных доходов населения до повышения доступности и качества медицинской помощи. Планировать и контролировать деятельность министерства предстоит, например, по таким основным показателям, как соотношение средней зарплаты (пенсии) и прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, ежемесячные совокупные выплаты и иные формы поддержки на одного нуждающегося гражданина, уровень общей безработицы, средняя продолжительность жизни, продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, младенческая смертность. Каждый пункт расписан по более конкретным показателям, по которым и распределяются расходы бюджета. И так по всем ведомствам.

Показатели счастья

Показатели ведомств, естественно, отражают и общие цели государства. Например, теперь цели Минсельхоза – не повышение удоев и производства мяса в стране, а "создание условий устойчивого развития сельскохозяйственных территорий, обеспечение занятости и достойных условий жизни сельского населения". С другой стороны, политика государства отражена в глобальных целях, которые формулируются, например, в ежегодном послании президента. И над выполнением этих целей будут трудиться практически все ведомства.

Возьмем глобальную задачу удвоения ВВП. На ее решение работают и МЭРТ, и Минфин, Минпромэнерго, и Минобразования, и Минсельхоз. Задача раскладывается на целевые индекс макроэкономической стабильности (отвечает Минфин), уровень инфляции (Минфин и МЭРТ), индекс реального эффективного курса рубля (Минфин), рост производительности труда (Минпромэнерго, МЭРТ, Минсельхоз), кредитные рейтинги, присваиваемые России международными организациями (Минфин и МЭРТ). Таким образом, теперь из закона о бюджете можно будет понять, намерены ли российские власти интегрироваться в мировую экономику или нет.

Кстати, такой вывод можно будет сделать, посмотрев на программу только для МЭРТа. Оно должно трудиться над созданием комфортных условий для бизнеса, обеспечением устойчивого социально-экономического развития регионов, развитием потенциала госуправления, повышением эффективности госинвестиций. Работу ведомства по реализациии этих задач будут оценивать в том числе и по доле малых предприятий в ВВП, и "по доле импортных товаров, выведенных из нелегального сектора экономикик в легальный", и по доле товаров и услуг естественных монополий, и по индексам деловой конкурентоспособности, экономической свободы и "восприятия коррупции", рассчитываемых по международной методике.

Как говорят в правительстве, министр эконоразвития Герман Греф всячески пытался облегчить себе жизнь, сократив количество задач и показателей, но не получилось. 

 



13 августа 2004
00:00
Поделиться
;