Министерство финансов Чувашской Республики

Депутатам придется крепко подумать («РБГ»)

Сколько смогут собрать регионы на компенсацию льгот

С 2005 года, согласно Федеральному закону об организации органов государственной власти в регионах и принятых в первом чтении поправках в Бюджетный и налоговый кодексы, должны быть закреплены основные полномочия между бюджетами федерации, регионов и муниципалитетов.

Со следующего года, например, регионы полностью отвечают за выплату зарплаты региональным бюджетникам, за финансирование образования, за детские пособия, то есть за то, что сегодня финансируется из федерального бюджета.либо устанавливается Федеральным законом. с другой стороны, федеральный бюджет, согласно тем законам, которые уже были приняты, должен отвечать за федеральную милицию, военкоматы и гражданскую оборону полностью, выплату транспортных компенсаций работникам правоохранительных органов, военнослужащим, а также работникам судов и прокуратуры и финансирование участников и инвалидов Великой Отечественной войны. таким образом. это распределение полномочий с 2005 года должно вступить в силу впервые. Соответственно под все это в Налоговом кодексе закрепляются уже не на один год, а на много лет вперед налоговые источники. Это первое действие, которое уже было предопрелено решениями, принятыми в 2003 и 2004 годах.

Под перераспределение полномочий сейчас пересматривается и вся система российского законодательства, так как сегодняшние дискуссии на тему социальных льгот – это только часть всего законодательного пакета. на самом деле рассматриваются 200 законов, в которых наряду с заменой льгот денежными выплатами правительство предлагает полностью отменить действие 35 законов, в том числе гарантиях и компенсациях гражданам, живущим в районах Крайнего Севера. Предлагается также отмена или приостановление норм еще 150 законов. Среди них Закон о ЗАТО, практически все законы, где закреплено право на получение жилья вне очереди, все виды льгот на проезд в транспорте, санаторно-курортное лечение и т.д.; законы, в которых устанавливается какой-то вид расходов в процентах к ВВП или общим расходам бюджета (в частности, на науку или образование), и, наконец, ряд законов, которые по факту приостанавливались в 2001-2004 годах законами о бюджете.  

Большой блок законопроектов посвящен замене натуральных или социальных льгот на денежные выплаты. Пока невозможно определить ни налоговые соотношения 2005 года, ни реальные межбюджетные, поскольку еще не ясен ни перечень и размеры компенсаций по социальным льготам, ни ответственность бюджетов разного уровня. Мнение по этим вопросам внутри правительства меняется каждую неделю.

Но уже очевидно, что по вопросам льгот будет много дискуссий, так как здесь есть несколько принципиальных вопросов: первое – это размер компенсаций, поскольку первоначально заявленные суммы очевидно не могли компенсировать, льготникам их натуральные льготы, особенно в крупных городах. Второе – это право выбора между денежной компенсацией и сохранением натуральной льготы. И, наконец, третья проблема заключается в том, кто будет финансировать эти льготы – федеральный или региональный бюджет.

Последняя составляющая заключается в том, что наряду со снижением единого социального налога (ЕСН) меняется вся система финансирования здравоохранения и Фонда социального страхования. Правительство предлагает вместе со снижением ЕСН централизовать средства по ставке Фонда обязательного медицинского страхования не 0,2, а один процент. Речь идет о 36 миллиардах рублей, которые изымаются из территориальных фондов. Кроме того, за счет фонда соцстраха не будут финансироваться первые 3 дня по больничным листам, санкурлечение и детский отдых. Эти статьи расходов будут переведены на бюджеты разного уровня или «переброшены» на работодателей.

Государственной Думе предстоит достаточно тяжелый июнь и, возможно, весь июль, поскольку все эти решения будут приниматься во время окончания весенней сессии. При этом потребуется внести изменения в уже принятые в первом чтении поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Централизация означает перераспределение средств от более благополучных регионов в пользу менее благополучных и, второе, то, что федеральный бюджет будет обуславливать дополнительную помощь территориальным фондам медстраха тем, что региональные бюджеты должны заплатить за неработающее население. На эти страховые выплаты будет установлен определенный набор медицинских услуг, который будет привязан именно к страховым взносам. 

В то же время базовое содержание сети здравоохранения, сами клиники, по всей видимости заработная плата будут финансированться за счет региональных бюджетов, а федеральный бюджет будет содержать только ту часть клиник, которые являются федеральными. Пока эту систему мы целиком не видим, поскольку в правительстве не готов ни закон об обязательном медицинском страховании, ни вся система финансирования и изменений в самой системе здравоохранения. Поэтому мы сейчас в Думе обсуждаем узкий вопрос – меры централизации средств обязательного медицинского страхования и дополнительные стимулы регионам, чтобы можно было платить за неработающее население.

Между тем   

Правительство РФ в субботу внесло в Госдуму законопооект о завмене льгот на денежные компенсации. Об этом, выступая в прямом эфире радиостанции «Маяк», заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Кудрин сообщил, что выплата денежных компенсаций взамен льгот будет приоритетной задачей для минфина и в следующем году на эти цели будет направлено 170 миллиардов рублей. Министр отметил, что уже в 2005 году на эти цели из федерального бюджета будет направлено 160 миллиардов рублей. В то же время он подчеркнул, что развитие российской экономики позволит уже через 3-4 года увеличить доходы этих фондов даже по более низким ставкам единого социального налога.

ПРАЙМ-ТАСС



01 июня 2004
00:00
Поделиться
;