Министерство финансов Чувашской Республики

Бюджетные войны уйдут в прошлое («РБГ»)

Правительство одобрило «Концепцию реформирования бюджетного процессав РФ в 2004-2006 годах», в соответствии с которой меняется логика управления бюджетными денежными потоками. От управления ресурсами министерство финансов перейдет к управлению результатами. Проще говоря, теперь, начиная с 2005 года, каждому министерству и ведомству надо будет доказывать минфину, сколько именно денег нужно ему «до полного счастья».

Как все будет теперь выглядеть, рассказывает глава Депертамента бюджетной политики минфина Алексей Лавров:

– После завершения реформы любой расход, прежде чем попасть в бюджет, буде тщательно проанализирован. Мы посмотрим, чего хотело добиться то или иное министерство, делая такой расход, и чего добилось в реальности. В основном это будет делаться в рамках оценки эффективности федеральных целевых программ и вновь вводимых ведомственных целевых программ. Дело в том, что предполагается большинство расходов ввести в рамки целевых программ. Даже такие рутинные, как зарплата и содержание зданий. И будет проверяться, насколько эти расходы – те же самые здания. зарплаты, пособия – работают на достижение конкретного результата. Причем мы не стремимся заставить людей экономить любой ценой – каждый администратор  бюджетных средств будет иметь трехлетнюю перспективу ресурсов, и он знает, что меньше, чем выделено, у него расходов быть не может. Он волен перераспределять эти расходы, брать из менее эффективных программ в пользу более эффективных. И оцениваться его деятельность будет не потому, сколько он средств освоил, а по тому, каких результатов добился. Если же они этих результатов не дают, то эта сумма будет сокращаться в следующем году. Или не увеличиваться.

Собственно, переход к такой «трехлетке» уже идет, пока в аналитическом режиме, а соследующего года и в формализованном виде. Кроме того, вводится бюджетная классификация, укрупненная, что позволит бюджетополучателю быть более самостоятельным в расходовании средств. Конечи впредь не будет приветствоваться, если деньги на зарплату потратят на топливо. Но человек, распоряжающийся жилищно-коммунальным хозяйством, сам будет решать, что ему выгоднее – один раз потратиться на более дорогие и более стойкие трубы или каждый год их ремонтировать. Сегодня он и этого не мог решать. А теперь с него будут спрашивать за результат – чтобы люди не замерзали. А как он этого достигает – его дело.

Я говорю о коммунальном чиновнике, потому что концепция относится не только к федеральному бюджету, она затрагивает бюджеты всех уровней – и региональные, и муниципальные, там тоже будут применяться эти же принципы.

Очевидно, что у чиновника теперь буде больше самостоятельности. Но чтобы доказать право на самостоятельность, любой бюджетополучатель должен доказать, что он уже сейчас управляет в нынешних бюджетных условиях бюджетными средствами правильно, прозрачно и хорошо.  Вся система исполнения бюджета должна работать как часы. Если он этого достиг, а таких министерств уже много, можно поэтапно расширять его самостоятельность в расходовании и планировании средств.

И еще – почему выбрали для бюджетной реформы именно 2004-2006 годы. Создан Стабилизационный фонд. И теперь в случае падения доходов есть деньги, которые могут быть использованы, чтобы сохранить нынешний уровень расходов и не поставить под риск переходный процесс.



01 июня 2004
00:00
Поделиться