Министерство финансов Чувашской Республики

Бюджет торопит с доходами ("РБГ")

Полномочия регионов ожидают финансовой подпитки

Планируется, что 10 июня правительство рассмотрит проект бюджета на 2005 год. Однако уже сегодня у части чиновников появились опасения, что главный финансовый документ страны не будет готов в срок.

Напомним, что с 2005 года должно произойти разграничение расходных полномочий между федеральным и региональными бюджетами, а с 2007 года и муниципальные бюджеты заживут по новым правилам. Законопроект, а вернее, поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы на сей счет были приняты в первом чтении Госдумой еще осенью прошлого года, весной должно было пройти второе и третье чтение, "а воз и ныне там". А это значит, что федеральный и региональные бюджеты столкнутся с большими проблемами при попытке фианнсирования расходных статей. Ведь помимо расходов неясно, какие суммы доходов смогут получить. в первую очередь, региональные бюджеты для финансирования дополнительно полученных от центра расходов. Суммы этих расходов варьируются как депутатами, так и чиновниками, и они немалые - от 150 до 300 миллиардов рублей.

Складываются на эти астрономические для бюджетов регионов суммы из следующих расчетов - за федеральным уровнем закрепляются 10 налогов. Это означает, что ставки этих налогов, налоговая база и основные льготы будут федеральным законом. Региональные бюджеты будут извлекать доходы из налога на имущество предприятий и налога на игорный бизнес. Помимо этого федеральный и местные бюджеты готовы поделиться с регионами частью поступлений от налогов на прибыль, малый бизнес, акцизов на алкоголь, нефть и доходы физических лиц. В последних подсчетах минфина, подготовленных для депутатов и кабинета министров, прописано, что дополнительных расходов регионы получат на 388,8 миллиарда рублей, из них суммой в 84,2 миллиарда рублей они поделятся с федеральным центром и местными и поселковыми советами. Итого на их долю дополнительно ложится 304,6 миллиарда рублей допрасходов.

Теперь что касается доходов. По подсчетам минфина, эти 304,6 миллиарда рублей регионы получат за счет финансовой помощи из центра и неналоговых доходов, которые образуются, во-первых, при помощи улучшения администрирования при сборе налогов, а во-вторых, посредством проведения административной реформы на региональном уровне.

Тем не менее ни для кого не секрет, что даже федеральному бюджету не хватает денег на исполнение финансовых обязательств по всем льготам. Ведь, к примеру, сегодня в полном объеме не производится финансирование законов о ветеранах, об инвалидах и многих других. Проблему эту решить можно и, похоже, ее решение уже начало реализовываться, а именно, отменить или приостановить действие тех норм, которые государство сейчас не финансирует и тем самым  доходы и расходы будут приведены в некое соответствие. И уже после этого делить полномочия между различными уровнями власти.

Иван Мосякин, 1-й заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике:

– В этом вопросе существенно активизировались регионы, так как у нас идет разграничение ведения полномочий и принимается новое законодательство о местном самоуправлении. В ближайшее время нам предстоит пересмотреть большой пакет законодательных актов, сформированных за последние 14 лет. И основная работа будет идти по социальному блоку, когда будут пересматриваться различные виды льгот по отдельным группам населения.

Виталий Шуба, 1-й заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам:

– В области бюджетной сферы необходимо внести изменения законодательства, связанные с реформированием межбюджетных отношений. За различными уровнями власти закрепить расходные обязательства и передать соотвествующие финансовые ресурсы.

Очень сложная ситуация в регионах, так как реформирование межбюджетных отношений касается в первую очередь их, так как на них перекладывается большое количество финансовых полномочий без соответсвующего финансового обеспечения.

Сергей Решульский, член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике:

– Что касается большого пакета законопроектов, связанных с социальными вопросами, то основное, что там говорится, это предоставление адресной помощи. Между тем с 1 апреля в Москве подняли плату за проезд на 40%. наши ветераны и пенсионеры еще имеют право на бесплатный проезд. Теперь им это право заменят адресной помощью – и при этом говорят: а что изменится? Мы будем выплачивать наличными каждому льготнику из тех, кто имел право бесплатного проезда, деньги в размере до 300 рублей, и он буде спокойно ездить. Надо сначала с карандашиком посчитать, сколько стоит один проезд и хватит ли этой суммы, чтобы компенсировать человеку, так как он их заслужил и заработал.       



01 июня 2004
00:00
Поделиться
;