Министерство финансов Чувашской Республики

Федеральная казна поделится с регионами («РБГ»)

Большая часть налога на прибыль уйдет в региональные и местные бюджеты

До 13 мая Минфин России должен доработать и внести в правительство законопроект по межбюджетным отношениям и обеспечению стабильности бюджета в целом. Подобная скрупулезность понятна, ведь в ходе реформы межбюджетных отношений на региональные бюджеты дополнительно ляжет порядка 300 миллиардов рублей дополнительных расходов. А это означает, что большинство регионов будут вынуждены «садиться на федеральную иглу» финансовой помощи. В противном случае им грозит неизбежный дефицит на региональном уровне.

На апрельском заседании правительства замминистра финансов Татьяна Голикова заявила в этой связи, что Минфин РФ готов отказаться от первоначальных планов по перераспределению налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Напомним, что первоначально предлагалось для компенсации возросших социальных расходов федерального бюджета дополнительно централизовать 3.5 процента ставки налога на прибыль. По словам Т.Голиковой, теперь Минфин РФ готов на меньшую централизацию. Сегодня, напомним, поступления от налога на прибыль распределяются по следующей схеме: 5 процентов изымается в пользу федеральной казны, 19 процентов попадает в консолидированный бюджет регионов. Если бы Минфину РФ удалось пролоббировать 3.5 процента налога на прибыль дополнительно, региональные бюджеты понесли бы существенный урон. Новая схема помогает им выжить, и в первую очередь регионам-донорам. Регионы же реципиенты при любом раскладе будут зависеть от Центра.

Итак, в ходе реформы межбюджетных отношений предполагается внести поправки в 154 ныне действующих законодательных акта, а также частично отменить 35 нормативных актов. По словам Т.Голиковой, они не вписываются в процедуру разграничений полномочий между Центром и субъектами РФ. Сроки, в течение которых должны быть проведены все эти нормотворческие мероприятия, очень жесткие, так как от принятых решений зависит не только федеральный бюджет, но и «все бюджеты бюджетной системы РФ». По оценкам минфина, в результате разграничения доходных и расходных полномочий между четырьмя уровнями власти, включая поселковые бюджеты, обязательства федерального уровня сократятся на 39,5 миллиарда рублей, а обязательства субъектов существенно возрастут, так как на них будет переложена часть местных полномочий.

В ходе этой реформы на федеральном уровне останется 10 налогов, что означает, что федеральным законом устанавливаются ставки налогов, налоговая база и основные льготы. Регионам оставят два налога: на имущество предприятий и игорный бизнес, местные и поселковые власти будут определять земельный налог, налог на имущество граждан, транспортный налог и торговый сбор. Большая часть подоходного налога, налога на прибыль предприятий и акцизы будут, в основном, поступать в местные бюджеты.

Исходя из вышеизложенного, становится понятно, почему регионы противились централизации 3,5 процента ставки налога на прибыль. К слову сказать, регионы неоднократно ставили в упрек Центру централизацию сверхдоходов от нефти. И хотя все эти сверхдоходы идут не в бюджет, а в Стабилизационный фонд, на местах считают, что у федеральной казны есть возможность маневра в случае возникновения бюджетного дефицита. Большинство же субъектов РФ такой возможностью не обладают.           


12 мая 2004
00:00
Поделиться
;