Министерство финансов Чувашской Республики

Успех обусловлен совместной деятельностью («Республика», 14.01.2004)

В Чувашии накоплен немалый опыт по реформированию управления общественными финансами, ведется активная работа над совершенствованием прозрачности бюджета. Успех в этом деле во многом зависит от слаженной работы двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Какая же роль отведена представительным органам государственной власти Чувашии в повышении эффективности управления финансами? Об этом беседа внештатного корреспондента “Республики” с вице-премьером – министром финансов ЧР Николаем Смирновым.

    • Николай Васильевич, какую роль в реформировании системы управления финансами Вы отводите законодательным органам?

– Сейчас в республике завершена Программа реформирования управления общественными финансами. За время реализации документа в Чувашии управление финансами стало качественно новым – эффективным, рациональным и открытым. Это сказалось на всех спектрах деятельности публичной власти.

Началась же работа над реализацией этого программного документа с тесного взаимодействия с республиканскими законодательными органами. На первом этапе была совершенствована нормативно-законодательная база в области управления государственными финансами. В рамках реформирования в республике принято более 50 законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в Чувашии, тарифную политику, управление собственностью, инвестициями и так далее. Реализация Программы способствует слаженной работе республиканских исполнительных и законодательных органов государственной власти.

    • Какие законы были приняты одними из первых в рамках этой Программы?

    • Первые основополагающие законы, которые обсудили и приняли депутаты Госсовета в 2001 году в рамках Программы реформирования общественных финансов, – “О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике”, “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ”, О порядке образования и предоставления средств Фонда финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики”, “Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике”, “О едином балансе активов и пассивов Чувашской Республики”, “О государственном регулировании цен и тарифов”.

Эти законы стали основой для социально-экономической политики правительства нашей республики. Все полномочия Кабинета Министров Чувашии начали осуществляться не произвольно, а по закону и формализованным критериям. Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления оказались закреплены законодательно, все принципы и формулы, по закону, могли быть изменены не раньше чем через 3 года. То есть такая стабильность позволяла районам и городам строить свои планы развития спокойно и основательно. Естественно, зная наперед свои гарантии и возможности без опаски (дополнительные доходы не отберут или не уменьшат трансферты), органы местного самоуправления получили возможность нацелиться на экономический рост, пополнение местной казны и высокие темпы социального обустройства. В настоящее время все делается по строгим критериям, системно, каждый шаг расписан законодательно, а это очень дисциплинирует. Вот благодаря этому-то и была обеспечена прозрачность в управлении общественными финансами, что на практике означает рациональное распределение финансовых ресурсов и предсказуемость стабильных действий правительства.

Первые же законы, принятые в рамках реформирования общественных финансов с целью укрепления стабильности в экономике и финансах, позволили также и бизнесу планировать свое финансовое и производственное развитие на перспективу. В конечном итоге такие открытые условия сыграли на повышение привлекательности региона для инвесторов. Сегодня, по оценкам независимых экспертов, с точки зрения привлекательности для инвесторов республика входит в первую двадцатку российских регионов. Чувашия в 2003 году впервые вышла на биржевой рынок субфедеральных ценных бумаг – за счет того, что республика сейчас имеет твердую репутацию добросовестного заемщика, а политическое руководство пользуется особым доверием у инвесторов. Республике в прошлом году присвоен кредитный рейтинг, отражающий достаточно хорошее качество администрирования, высокую финансовую открытость, а также высокий экономический рост на протяжении последних лет.

– Что в настоящее время происходит в области налоговой политики на уровне республики ?

– За последние два года в Чувашии в области налоговой политики произошли существенные изменения, совершенствуется республиканское законодательство о налогах и сборах, создается рациональная и стабильная налоговая система. При этом все налоговые преобразования у нас осуществляются в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, а также в рамках реализации Проекта МБРР по реформированию региональных финансов в Чувашии.

Сформированная нормативная база дает возможность организациям, разрабатывающим и осуществляющим инвестиционные проекты, потенциальным инвесторам иметь ясное представление об условиях оказания государственной поддержки, предъявляемых требованиях и процедуре конкурсного отбора инвестиционных проектов.

В Чувашии предоставляются инвесторам льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. В процессе реформирования законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах все налоговые льготы, в том числе предоставляемые при привлечении инвестиций, были аккумулированы в одном законодательном акте – уже упомянутом Законе ЧР “О вопросах налогового регулирования в ЧР, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ”. В целях усиления стимулов для инвестиций и предпринимательства в 2003 году внесены изменения в налоговое законодательство, предусматривающие значительные преференции по налогам. Например, в республике усилены налоговые льготы для стимулирования инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, во многом сняты административные барьеры при регистрации малых предприятий, реально введено льготное кредитование малого бизнеса.

– Что дает республике такое активное сотрудничество исполнительной и законодательной ветвей власти?

– Максимальная прозрачность и эффективность системы общественных финансов можно считать самым крупным социальным достижением республики. Прозрачный бюджет стал не только гарантией того, что деньги на зарплату, пенсии, пособия доходят до граждан в срок и без задержек, но и гарантией честности и справедливости в распределении денег налогоплательщиков, что является важнейшей характеристикой публичной власти. Улучшается качество бюджетных услуг населению– в здравоохранении, в образовании и других социальных сферах.

Мы уже завершили оба этапа Программы реформирования общественных финансов. И сейчас работаем над совершенствованием финансового планирования бюджета, над другими бюджетными проблемами, углубляя их, распространяя республиканский опыт и на уровне районов, а постепенно дойдем и до каждого села, чтобы их жители учились сами планировать свою повседневную жизнь. Но самое главное, опыт Чувашии в реформировании общественных финансов распространяется сейчас на всю Россию. Новые механизмы, внедряемые в рамках реализации субпроектов “Финансовое планирование”, “Система управления долгом”, “Бюджетная отчетность и аудит”, “Региональная система бюджетных закупок”, будут разработаны на примере Чувашии с распространением на другие регионы.



14 января 2004
00:00
Поделиться
;