Единая казначейская система – это реальность
Единая казначейская система – это реальность
Об эффективности управления финансово-бюджетной системой субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно судить только при наличии полной информации обо всех финансовых потоках, подконтрольных администрации субъекта РФ и муниципального образования. Информацию обо всех финансовых потоках можно получить путем организации качественного и оперативного механизма исполнения бюджета. Инструментом, обеспечивающим выполнение этой задачи, является казначейская система исполнения бюджетов всех уровней.
В рамках реализации программы реформирования общественных финансов в Чувашской Республике с 1 января 2001 года установлено казначейское исполнение расходов республиканского бюджета республики на основе федеральных стандартов казначейской системы и с соблюдением ее основных принципов. На едином счете Министерства финансов Чувашской Республики централизованы бюджетные средств всей сферы республиканского бюджета независимо от их местонахождения. Также централизована вся информация о платежах каждого бюджетополучателя и сведения о кредиторской и дебиторской задолженности бюджетополучателей. Организован предварительный и текущий контроль для предотвращения нецелевых расходов бюджетов республики на этапе проведения платежного поручения бюджетополучателя.
Для этого в Министерстве финансов образовано Управление казначейства, в структуре которого 2 отдела – операционный и отдел платежей. По учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета республики и расположенным на территориях районов и городов, а также по получателям средств соответствующего местного бюджета, казначейское исполнение возложено на финансовые отделы Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах.
Весь республиканский бюджет с 1 января 2001 г. исполняется в условиях казначейской системы, а с 1 июля 2001 г. учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по учреждениям республиканского бюджета осуществляют Управление казначейства и финансовые отделы в районах и городах. С 2002 года все внебюджетные средства законодательно консолидированы в бюджете и включены в отчетность об исполнении бюджета.
С переводом с 1 января 2002 г. всех бюджетов муниципальных образований на казначейскую систему в республике создана единая казначейская система. Это позволило проводить все операции со средствами бюджетов республики по лицевым счетам, открытым в Управлении казначейства и финансовых отделах Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах в режиме реального времени с использованием современных технологий электронного обмена с единого счета бюджета, а также установить контроль на всех этапах движения бюджетных средств.
Ведется сводный реестр главных распорядителей и получателей средств бюджета. В соответствии с утвержденным порядком исполнения росписи доходов и расходов и финансирования главных распорядителей и иных получателей средств республиканского бюджета Чувашской Республики процесс расходования средств условно разделен на 3 стадии.
Первая стадия – санкционирование расходов. На этой стадии устанавливаются и доводятся до бюджетных учреждений квартальные лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых они могут принимать обязательства по осуществлению расходов.
Вторая стадия – финансирование расходов. Бюджетные учреждения осуществляют расходование средств исключительно в пределах выделенных вышестоящим распорядителем объемов финансирования, не превышающих лимиты бюджетных обязательств, а также реального обеспечения расходов денежными средствами в соответствии с утвержденными ежемесячными объемами финансирования.
Третья стадия - кассовые расходов. На этой стадии осуществляется оплата принятых бюджетополучателем в установленном порядке обязательств в пределах доведенного объема финансирования. Оплата обязательств бюджета по осуществлению расходов производится на основании представленных получателем средств документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих исполнение бюджетных обязательств, обеспечивая при этом целевое использование средств.
На каждой стадии процесса исполнения бюджета установлен казначейский контроль - предварительный и текущий.
Реализуемый контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, – эффективный способ обеспечения их целевого использования, поскольку позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но, самое главное, предотвратить эти нарушения, когда приостанавливается оплата несуществующих расходов бюджетных учреждений.
Сегодня не практикуются договора уступок при оплате услуг, работ. Денежные средства за выполненные работы, услуги перечисляются только на расчетные счета поставщиков – независимо от того, имеется ли у них картотека неоплаченных документов или не имеется.
На 1 января текущего года Управление казначейства и финорганы республики обслуживают 3150 учреждений, организаций, открыто 3514 лицевых счетов. Кроме того, по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений открыто 1157 лицевых счетов.
Финансирование всех бюджетополучателей осуществляется только через лицевые счета открытые в казначействе. При этом бюджетные учреждения и организации не имеют счетов ни в учреждении Банка России, ни в кредитных организациях
Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств и иных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в вопросах использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований.
Функционирование казначейства можно назвать полноценным только в том случае, когда реализован принцип единства кассы. В Чувашии принцип единства кассы реализован полностью. Централизация всех бюджетных средств на едином счете Минфина стала возможной в результате внедрения Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) и осуществления обмена информацией о платежах в режиме реального времени путем направления платежных документов в электронной форме. Используемые средства корпоративной электронной почты, шифрации и электронной подписи документов гарантируют подлинность, целостность и конфиденциальность передаваемой информации.
Учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по учреждениям, финансируемым из республиканского бюджета республики – независимо от местонахождения на территории Чувашии – также производится с единого внебюджетного счета Минфина в учреждении Банка России.
Введение нового механизма исполнения республиканского бюджета дало возможность Правительству республики получать в режиме реального времени ежедневную информацию о фактическом наличии средств республиканского бюджета, произведенных расходах, что чрезвычайно важно для принятия решений о финансировании приоритетных расходов, целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита бюджета.
Возросла скорость расчетов в государственном секторе. Это в конечном счете привело к развязке неплатежей, что в настоящее время очень важно для других секторов экономики.
Качественно новым уровнем работы по совершенствованию исполнения бюджета Чувашской Республики стала регистрация бюджетных обязательств, вытекающих из государственных контрактов (договоров) на энергосбережение и поставку коммунальных услуг, что позволило оплачивать только расходы, прошедшие процедуры санкционирования государственного заказа.
Ранее бюджетные учреждения на этапе размещения государственного заказа могли заключать контракты на сумму, превышающую выделенные им бюджетные ассигнования, что приводило к росту несанкционированной кредиторской задолженности.
Учитывая все это, в республике с самого начала установления казначейского исполнения бюджетов введен учет бюджетных обязательств, вытекающих из государственных и муниципальных контрактов и договоров на поставку продукции (работ, услуг), заключенных министерствами и ведомствами, а также подведомственными им бюджетными учреждениями.
Результатом этой работы стало то, что по республиканскому бюджету Чувашии кредиторская задолженность полностью ликвидирована, а по местным бюджетам сведена к минимуму.
Как механизм улучшения качества бюджетной услуги и снижения бюджетных расходов стала работа по совершенствованию существующей процедуры государственных и муниципальных закупок.
Внедрена система конкурсного порядка закупок продукции для государственных нужд, обеспечивающая эффективное расходование бюджетных средств, исключающее элементы коррупции.
Сложилась положительная динамика в расходовании бюджетных средств на закупку продукции для государственных нужд на конкурсной основе. Более 90% средств республиканского бюджета Чувашской Республики и муниципальных бюджетов используются по результатам проведения конкурсов.
Финансирование закупок государственных и муниципальных нужд Чувашской Республики осуществляется только при представлении учреждениями, организациями государственных (муниципальных) контрактов. Ведется учет расходов на конкурсной основе, контролируется правильность заключения государственными и муниципальными заказчиками контрактов и договоров с учетом действующего законодательства по закупкам. Удалось сформировать культуру заключения контрактов (договоров) с поставщиками товаров, работ и услуг.
Анализ и оценка современной практики исполнения региональных и местных бюджетов свидетельствуют, что настало время создания на федеральном уровне единых стандартов казначейского исполнения региональных и местных бюджетов с целью разработки стимулов проведения органами власти рациональной финансовой и экономической политики в условиях нового этапа развития бюджетного федерализма в России.